ГИС, ЭРНЕСТ АДОЛЬФ ИАСЕНТ КОНСТАНТИН
ГИС, ЭРНЕСТ АДОЛЬФ ИАСЕНТ КОНСТАНТИН (Guys, Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin) (1805–1892), французский художник, родился 3 декабря 1805 в местечке Флашинг в Голландии во французской семье. В молодости вместе с лордом Байроном участвовал в войне за независимость Греции. В 1840–1850-е годы сотрудничал в качестве военного художника в «Лондон иллюстрейтед ньюс». В начале 1860-х годов поселился в Париже и всю оставшуюся жизнь посвятил зарисовкам всего, что видел вокруг себя.
Подобно своему современнику и другу Оноре Домье, Гис работал по памяти и очень быстро. Он создал несколько тысяч рисунков пером, подцвеченных акварелью. В отличие от Домье, Гис с одинаковой беспристрастностью наблюдал нравы всех слоев парижского общества. Среди сюжетов его работ – и элегантная публика в театрах, на бульварах, в Булонском лесу, и сценки в кабаре, бистро и публичных домах. Лучше всего художнику удавались изображения женщин; в этом он соперник Гойи, чьи гравюры и рисунки, очевидно, оказали глубокое влияние на творчество мастера. Гису был подвластен весь спектр интерпретации образа женщины – от непринужденной элегантности, позже привлекавшей Эдуара Мане, до эпатажа в духе Тулуз-Лотрека или раннего Жоржа Руо. Из современников наиболее близок к нему Гаварни, хотя последнему редко удавалось достичь совершенства, изящества или остроты рисунков Гиса.
Уже в 1863 творчество Гиса открыл Шарль Бодлер; он опубликовал в Фигаро серию статей под названием Поэт современной жизни, что стало началом его деятельности как критика искусства. Скромность художника, его приверженность анонимности были невероятно велики: он никогда не выставлял свои работы и не подписывал их, а также настоял на том, чтобы Бодлер называл лишь инициалы его имени. Умер Гис в Париже 13 марта 1892.
Непревзойденная коллекция, собранная Бодлером, насчитывает несколько сотен рисунков Гиса и ныне принадлежит парижскому музею Карнавале.
Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»