Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГОЛУБАЯ РОЗА

ГОЛУБАЯ РОЗА, группа русских художников, получившая свое имя от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве под эгидой журнала «Золотое руно» и его издателя, мецената Н.П.Рябушинского.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Впервые значительная часть этих мастеров заявила о себе на выставке «Алая роза» (Саратов, 1904), прошедшей при участии В.Э.Борисова-Мусатова и М.А.Врубеля. Последние сыграли знаковую, вдохновляющую роль в творчестве всех «голуборозовцев». В этот круг (бывший не уставным объединением, а именно неформальным кружком) вошли П.И.Бромирский, Н.П.Крымов, П.В.Кузнецов, А.Т.Матвеев, братья Н.Д. и В.Д.Милиоти, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин, П.С.Уткин, Н.П.Феофилактов, А.В.Фонвизин и др. (в том числе сам Рябушинский, который был художником-любителем). Поэтика символизма, влечение к романтически-оккультным темам (само название кружка восходит к мотиву таинственного «голубого цветка» у Новалиса) претворялось в феерические образы-видения, написанные в зыбких и переливчатых красочных гаммах. Скульптура (Бромирского и Матвеева) по-своему развивала приемы импрессионизма, переводя их в мир лирических фантазий. Этот камерный, рассчитанный на тихое созерцание стиль «часовни для немногих» (как назвал выставку критик С.К.Маковский) по духу ближе всего к искусству французских «наби».

Также по теме:
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА

Позднее многие из мастеров «круга «Голубой розы»» активно включились в официальную советскую художественную жизнь (подобно Крымову, Кузнецову, Матвееву или Сарьяну), иные же (подобно братьям Милиоти, Судейкину или Феофилактову) ушли в эстетическое «подполье», показывая свои новые вещи лишь узкому кругу друзей, либо покинули страну. Но для всех – независимо от различия творческих манер и социального статуса – главным всегда оставался внутренний, символический слой искусства, проступающий за внешней натурной видимостью, стойкий привкус поэтической тайны, витающей в «иных мирах». Ретроспективы «Голубой розы» состоялись в Москве в Третьяковской галерее (1925) и Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (1999).

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Гофман И. Голубая роза. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет