Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАРДОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КАРДОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1866–1943), русский художник. Родился в селе Осурово (Ярославская губерния) 24 августа (5 сентября) 1866 в семье помещика. Учился в петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова и И.Е.Репина, а также в школе А.Ажбе в Мюнхене (1896–1900). Жил в Петербурге-Петрограде (1892–1918), Москве (1920–1941) и Переславле-Залесском (1919–1920 и 1941–1943).

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

С молодых лет активно занимался педагогикой: с 1903 вел мастерскую живописи в училище при Академии художеств как помощник Репина, затем самостоятельно. Украсил своими живописными панно в духе педантически-строгого историзма Вознесенский собор в Новочеркасске (1903). В лучших иллюстративных циклах (к Каштанке А.П.Чехова, 1903; Невскому проспекту Н.В.Гоголя, 1904; Горю от ума А.С.Грибоедова, 1904; Ревизору Гоголя, варианты 1922 и 1933) добивался особой образной убедительности с помощью изысканно-точного штриха и тонального пятна. Предпочитал смешанные техники, нередко обращаясь и к «чистому» свинцовому карандашу (как в своем шедевре – графической серии к Невскому проспекту), к акварели или темпере. Впитав острую ритмику модерна, темперамент Кардовского чурался рискованных формальных фантазий и экспериментов, поэтому его творчество стало одним из существенных связующих звеньев между стилистикой «серебряного века» и постреволюционным традиционализмом. После закрытия Академии художеств продолжал преподавать в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1930) и студии К.П.Чемко (1922–1930).

Создал большой цикл рисунков и акварелей о предыстории русской революции (от восстания декабристов до народовольческих терактов, 1925–1931). Внес большой вклад в сценографию, оформив ряд постановок Малого театра (А.Н.Островский: Лес, 1921; Бедность не порок, 1924; Свои люди – сочтемся, 1929; И.С.Тургенев: Завтрак у предводителя и Нахлебник, 1924). В поздние десятилетия много работал как иллюстратор (произведений Ф.М.Достоевского, Л.М.Леонова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева и др.), но все чаще обращался к простым переяславским мотивам.

Умер Кардовский в Переславле-Залесском 9 февраля 1943.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет