КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА – архитектурные сооружения, созданные на территориях Китая (начиная примерно с 1-го тысячелетия до н.э.) и Японии (с 6–7 вв. н.э.). История китайской и японской архитектуры подтверждает тесную историческую связь этих двух народов, их общие дальневосточные корни и в то же время глубокие различия между ними. В обеих традициях главным строительным материалом является дерево, а камень использовался значительно меньше.
Японская архитектура многое позаимствовала из Китая на протяжении веков, поэтому ее развитие не может рассматриваться изолированно. В ряде аспектов различия между ними проступают очень ярко, при этом очевидно, что китайская архитектура существенно старше японской. Задолго до н.э. китайское искусство достигло высокой степени развития в планировке и в конструктивных решениях, а в пору своей зрелости обрело величественную монументальность, о которой свидетельствует Императорский город в Пекине. Японцы же долгое время возводили легкие жилища, характерные для неолитической культуры в течение ряда веков нашей эры, а их первые попытки возведения более серьезных сооружений явились результатом знакомства с континентальным зодчеством. Раскрытие в 6 в. Японии навстречу Китаю совпадает с началом японского крупномасштабного строительства.
Общие характеристики.
Для китайского подхода в архитектуре характерна склонность к формальности и искусственности, для японского же, в наиболее чистом выражении, – к простоте и живописности.
Китай.
С того времени, когда можно выявить его основные характеристики, китайский способ проектирования следовал двум принципам: симметрии и ориентации на юг. Одни и те же правила применялись в строительных программах любого уровня, будь то городской дом, храм, контора или императорский дворец. Главной идеей является жесткая выстроенность объекта по оси север – юг. Основным планировочным элементом являлся огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены. Обычно зал в доме имеет в плане вытянутый прямоугольник, расположенный поперек главной оси, так что при взгляде от входных ворот его зал раскрывается самым эффектным образом. Вторичные вспомогательные помещения выстраиваются симметричным образом вдоль стен двора под прямым углом к оси главного зала. Разрастание этой простейшей схемы сводилось к тому, что добавлялся еще один двор перед первым, следуя той же оси. Комплекс из двух ворот прекрасно соответствовал потребностям усадьбы скромных размеров, когда передний двор был открыт для гостей или деловых контактов, а жилая часть замыкалась во втором дворе. При дальнейших расширениях добавлялись другие дворы, один за другим, позади первичного ядра, либо симметрично слева и справа, в результате чего целое достигало масштабов и сложности императорского дворца.
Финальное расширение порождало уже стандартную «шахматную» планировку столичного города, улицы которого были ориентированы по странам света, а главная улица увеличенной ширины играла роль центральной оси симметрии. При этом огромный дворцовый город занимает обширный прямоугольник по центру позади всего; и сам дворец, и город в целом окружены стеной, главные ворота которой сделаны с юга. Отклонения от этой идеальной конструкции допускались либо в тех ситуациях, когда рельеф делал это невозможным, либо когда живописная иррегулярность ставилась как осознанная цель смягчения жесткости замысла.
Китайский зал внутри организован не менее формально, чем план целой постройки. Осевая симметрия имеет абсолютный характер в том, что касается расстановки колонн, размещения дверей, окон и иных деталей. И по конструктивным, и по художественным соображениям передний и задний фасады также идентичны. Основным конструктивным элементом является пара стоек спереди и сзади, балка, связывающая их наверху, треугольник кровли поверху. При особо скромных габаритах сооружения конек кровли поддержан стойкой, поднимающейся от центра балки. При увеличении габаритов сооружения вводилась вторая более короткая балка, приподнятая над первой на двух толстых коротких стойках, укрепленных примерно на 1/4 пролета. Стойки, поддерживающие стропила, теперь уже ставятся на этот второй уровень. При дальнейшем увеличении ширины зала серия поперечных балок становится трехъярусной. Когда пролет достигал предела прочности, дальнейшее расширение зала оказывалось возможным с помощью дополнительных двух или четырех столбов с передней и задней сторон. Обычно эти дополнительные столбы устраивались ниже основной пары, чтобы встроиться в контур кровли. Такого рода конструктивные блоки приставлялись один к другому, чтобы перекрыть необходимый пролет, далее связывая их по длине системой балок, горизонтальных связей и конька. В крупных залах именно пролет между основной парой центральных столбов придает масштабность и выразительность интерьеру.
Официальности китайской планировки строго соответствует подчеркнутая искусственность решения фасада здания. При этом в изобилии применяется цвет: на больших поверхностях стен или столбов, в ярких узорах на балках и консолях, на глазурованных черепицах кровли, где цвет усилен бликами солнца. Формы кровель, поднимающихся над широкими выносами, отличаются геометрической простотой. Есть три главных вида кровель, применяемые в зависимости от ранга сооружения: вогнутые для наиболее монументальных сооружений, простые скатные для наименее ответственных построек, комбинация скатной и вогнутой – для сооружений промежуточного значения.
При этом зал поднят на каменной террасе, которая в особо важных случаях облицовывалась мрамором и всегда украшалась резными перилами и лестницами. Солидность, тяжесть, устойчивость подчеркнуты повсюду. Каждое здание возвышается как независимое сооружение, занимающее собой пространство, четко отграниченное от него плоскостями окружающих стен. Выразительность архитектурного языка в них усилена форсированным использованием оборонительных стен всевозможных размеров – от сугубо домашних заборов до городских стен, а также мемориальных ворот пайлоу, устанавливаемых перед входами или на перекрестках.
Япония.
Японский архитектурный стиль ярче всего выражен в двух типах, это синтоистский храм и жилище. Говоря о последнем, мы имеем в виду и подавляющее большинство современных сооружений, если те возведены по традиционной схеме. Старинная живопись с изображением архитектурной среды и древние тексты доказывают, что и в древности японцы склонялись к тем же принципам построения жилища, что и японцы. Синтоистские святилища с самого начала испытали столь сильное воздействие китайских образцов, что навсегда сохранили смешанный стиль. Лишь в нескольких древнейших храмах наблюдаются старинные формы, созданные задолго до знакомства японцев с изощренностью китайской манеры.
И самое начало, и современное состояние традиционной японской архитектуры, будь то строительство святилища первобытной пантеистической религии или современного жилого здания, демонстрируют приверженность одним и тем же фундаментальным принципам. Размеры и масштабность построек поначалу были незначительны: крупные здания появлялись в Японии только как редкие попытки поспорить с китайскими образцами. Используемые материалы были обычно скромны и применялись с максимальным сохранением их природного характера: дерево не красилось, кровля изготавливалась из тростника или черепицы. И по манере расположения на месте, и по внешнему облику японские здания столь же очевидно демонстрировали свою принадлежность к миру деревьев и цветов, как китайские – принадлежность к интеллектуальному идеалу и упорядоченности.
В японской архитектуре не было жесткой границы между природным и рукотворным. И сегодня современный жилой дом, возводимый из легких сборных элементов, можно сказать, цепляется за землю. Его помещения, свободно группируемые вокруг садика, открываются одно в другое и во внешний мир благодаря применению скользящих в пазах легких перегородок, за счет чего пространство свободно перетекает в доме. Для интерьера характерно использование природных материалов – дерева, грубой штукатурки, бумаги, бамбуковых циновок, на подсознательном уровне напоминающих о растительном окружении человека. Принцип экономии и сдержанности царят в Японии повсюду, сводя декор и меблировку к минимуму.
Синтоистский храм, в простейшем случае представляющий собой коробчатый сруб с двускатной крышей, не требует, чтобы прихожане молились внутри, в связи с чем у него нередко совсем игрушечные размеры. Даже наиболее знаменитые синтоистские здания выполнены в старом японском стиле. Подобно святилищу Исе, возведенному в честь богини Солнца, они прячутся в тени деревьев священной рощи. Типичные для синтоизма ворота-тории явно представляют собой эстетическую разработку простейшей символической конструкции из трех древесных стволов.
История.
Китай.
За исключением достаточно позднего периода, существуют лишь косвенные свидетельства относительно истории китайской архитектуры. Раскопки в Аньяне (провинции Хэнань) бывшем в 11 в. до н.э. столицей династии Шан, открывают исследователям глинобитные платформы зданий и каменные фундаменты, на которых стояли столбы, поддерживавшие кровлю. Своими архитектурными решениями они мало отличались от построек более позднего времени. В начале нашей эры накопление богатств и концентрация власти в Китае позволили архитекторам создавать здания невиданных ранее масштабов и роскоши. Тексты той эпохи, нередко в форме длинных поэм, повествуют о красоте дворцов, изобилии их скульптурных и живописных украшений. Визуальные свидетельства внешнего вида давно разрушенных залов и башен присутствуют в изображениях на плитах гробниц династии Цинь и Хань и в простых глиняных ритуальных сосудах, захороненных вместе с прочей погребальной утварью. К 3 в. н.э. принятие Китаем буддизма придало архитектуре существенную новую функцию.
При этом установившаяся жесткость китайских строительных традиций привела к тому, что и буддийские храмы стали строиться по облику и подобию стандартных дворцов, причем вместо императора на троне в зале для аудиенций появился образ Будды в церковном алтаре. Единственной уступкой этой изначально индийской религии стало появление пагоды как архитектурного типа. На раннем этапе буддизма в Китае считалось необходимым придавать этому зданию по крайней мере одну функцию – хранилища реликвий – напоминающую по форме индийскую культовую ступу. Сохранялась и относительная близость форм, однако избранное китайцами решение испытало сильное воздействие уже закрепившейся в Китае эпохи династии Хань традиции возведения многоярусных башен. Именно установка многоярусных крыш одна над другой отличает китайскую пагоду от ее буддийских аналогов во всей Азии, независимо от того, строились ли они из дерева и черепицы или выполнялись из камня или кирпича за счет соответствующего сдвига рядов кладки.
Именно эта сугубо китайская черта в дизайне крыш значит существенно больше в облике пагоды, чем шпиль с характерными дисками наверху, непосредственно восходящий к индийской ступе. Если избрать другую точку зрения, то история пагоды является свидетельством неспособности китайской архитектуры успешно заимствовать извне хотя бы один чуждый элемент. Изначально пагоде придавалось ключевое значение в общей композиции храмового комплекса из религиозных соображений, и ее размещали на главной оси двора как ключевой элемент передней линии. Позднее, когда религиозный интерес сместился с реликвий к самому Будде, пагода утратила свою первостепенность, уступив ее залу с изображением божества, при этом зал мог уже быть совершенно китайским по своему облику. В новом своем статусе пагоде могло найтись место на центральной оси только в том случае, если ее двойник помещали позади зала, ради принципа симметрии, либо одна пагода ставилась позади. Еще чаще пагода ставилась как изолированная форма вне главного комплекса, либо вообще обходились без ее сооружения.
В китайской архитектуре проявилась чрезвычайная изобретательность в сооружении пагод. Среди используемых материалов – дерево, каменная кладка, металл и даже фарфор. На планах пагод можно найти круги и квадраты, а также найти любые промежуточные фигуры между ними. Фасады пагод варьируют от простой установки друг на друга павильонов, уменьшающихся кверху (именно этот тип стал стандартным в Японии), до надстройки форм с чрезвычайным богатством архитектурных деталей и скульптурных элементов. Пагоды строились от одноэтажной до тринадцатиэтажной, местами приближаясь размерами к небоскребу. С 13 в. под влиянием Тибета начали появляться попытки имитации характерной бутылочной формы ламаистской пагоды. Но в целом пагода так и осталась чужеродным вкраплением в монолите китайской архитектуры. Наиболее ранние буддийские пагоды в Японии, датируемые 7–8 вв., несомненно, воспроизводили китайские образцы, тогда как наиболее ранние следы пагод, сохранившиеся в Китае, относятся к 9 в. Многочисленные иные памятники, вследствие катастроф, периодически сотрясавших Китай, появляются лишь в значительно более поздние эпохи.
Таким образом, развитие китайской архитектуры за более чем 2000-летний период характеризуются двумя важными факторами. Складывается ощущение, что искусство зодчества в Китае достигло писка своего развития в период династии Сун (960–1278). Типичная планировка залов сменилась достаточной свободой в расстановке колонн. Создавались сложные здания высотой в один-два этажа, они собирались из отдельных блоков, каждый из которых имел собственную крышу. Облик типично китайских зданий менялся с эволюцией системы крепежных скоб, поддерживающей тяжелые широкие свесы. Во дворцах династии Хань эти структурные элементы развились до такой степени, что им уже стали придавать форму скульптур и различных животных. Более позднее стремление строителей к чистоте архитектурных решений наиболее явно выразилось в эпоху династии Тан (618–907), где отдельные мощные связующие элементы исходили из вершин каждой колонны. В эпоху династии Сун связующий комплекс уменьшился в размерах, он играл уже менее важное значение в обеспечении структурной прочности зданий и нагрузка равномерно распределялась между колоннами. Дворцы пекинского стиля в эпоху династий Мин и Цин (1368–1912) отличаются богато декорированными карнизами, в которые эволюционировали связующие скобы, которые уже не выполняли крепежных функций. Монументальная архитектура этого более позднего периода, будучи прекрасной и величественной по форме, почти полностью утратила изящество и эффективность конструктивных решений.
Япония.
Япония испытала два периода мощной экспансии китайского архитектурного влияния: в 7–8 и в 13 вв. Оба раза передаточной инстанцией являлся буддизм, приходивший или прямо из Китая, или, как в первом случае, косвенным образом через Корею. Именно в буддийских храмах китайское влияние, начиная с 6 в., ощущалось наиболее сильно, хотя его первая волна сильно сказалась и в планировке двух древних столиц Японии, Нары и Киото, и в перестройке дворца японского императора, и в проникновении в первоначальный аскетизм синтоистской религии.
Дальнейшая история японской архитектуры являет собой долгий процесс ассимиляции, в ходе которой заимствованные формы модифицировались, чтобы войти в созвучие устойчивым принципам японского вкуса, или отбрасывались, когда их новизна теряла свежесть. Чрезвычайный консерватизм секты дзен-буддизма привел к тому, что дзенские постройки выглядят как застывшие навсегда китайские образцы времен династии Сун. Во всех прочих случаях масштаб архитектурных изменений значителен. Первоначально замкнутые планы отдельно стоящих зданий утратили жесткость, что позволило достичь значительно большей свободы и эффективности в использовании пространства. Планировки комплексов зданий освободились от традиционной китайской симметричности и стали более гибко адаптироваться к особенностям земельных участков. Китайская глазурованная черепица в них не используется, а применяется ее более скромный аналог терракотового цвета или цвета природного камня. Хотя снаружи деревянные здания зачастую окрашивались в красный цвет, они могли оставаться и некрашеными. Вместо изразцовых полов почти везде использовались деревянные.
В последние столетия то, что оставалось в буддийской и синтоистской традиции от китайских заимствований, подверглось дальнейшим модификациям под воздействием двух новых факторов. Во-первых, это интенсивное использование в японской архитектуре скульптур, которое достигло своего пика в знаменитых святилищах в Никко. Во-вторых, это сильное проникновение в интерьер храмов деталей, характерных для жилищ. В результате большие залы будд, характерные для секты син, во многом стали напоминать богатые особняки – с их деревянными полированными полами, циновками, раздвижными перегородками и резными деревянными решетками. Их облик значительно полнее выражал дух японской традиции, чем что-либо им предшествующее.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»