Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛАБАС, АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ

ЛАБАС, АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ (1900–1983), русский художник, представитель экспрессионизма, один из наиболее самобытных мастеров ОСТовского круга.

Также по теме:
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Родился в Смоленске 19 февраля (3 марта) 1900 в семье редактора-издателя. В 1910 семья переехала в Ригу, а в 1912 – в Москву. В 1912–1917 занимался в Строгановском художественно-промышленном училище, где главным его наставником был Ф.Ф.Федоровский. Посещал также студию И.И.Машкова (1916) и Свободные художественные мастерские (1917), где учился у П.П.Кончаловского. С 1919 служил в Красной Армии на Восточном фронте; демобилизовавшись, продолжил обучение во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1924). Был одним из учредителей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; 1925).

Ранние опыты беспредметного искусства (Цветовая композиция. Овал, 1920–1921, Третьяковская галерея), конструктивизм, органически усвоенный в годы учебы, а также преподавания (1924–1929) во Вхутемасе, – все это наложило отпечаток на авангардный тонус творчества Лабаса. Его стиль – своеобразный постфутуристический экспрессионизм, остро реагирующий на то новое, что внесла в мир современная техника. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели (к последней художник, впрочем, тоже обращался весьма часто), вносит в его образы живое ощущение полета (В кабине аэроплана, 1928, там же; Дирижабль и детдом, 1930, Русский музей). Порою эти мотивы слагались в целые научно-фантастические утопии (эскиз панно Город будущего для Московского дворца пионеров, 1935, Художественный музей, Псков; само панно не сохранилось). Лабас писал также чисто природные и историко-архитектурные пейзажи, был мастером броского, остро очерчивающего характер портрета (Художник Г.Фогелер, 1935, Третьяковская галерея). Драматически-стихийны, далеки от чисто пропагандистской дидактики созданные им образы революции (картины из серии Октябрь, с 1928).

Также по теме:
ОСТ
ОСТ

В 1970-е годы вновь обратился к абстракции, варьируя свои ранние работы в более живописном ключе (Цветовая композиция. Движение. По эскизу 1921, 1977, собственность семьи художника, Москва).

Умер Лабас в Москве 30 августа 1983.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Буторина Е.И. Александр Лабас. М., 1979
Александр Лабас. 1900–1983 (каталог). М., 2000

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет