Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛОСЕНКО, АНТОН ПАВЛОВИЧ

ЛОСЕНКО, АНТОН ПАВЛОВИЧ (1737–1773), русский художник, представитель изобразительного искусства «века Просвещения», основоположник русской исторической живописи.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Родился в городе Глухове (Украина) 30 июля (10 августа) 1737 в казацкой семье. Рано осиротев, был отправлен в Петербург, где в 1744–1753 учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем, как «спавший с голоса», но проявивший художественные способности, был определен в живописную мастерскую И.П.Аргунова. С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж.Рету и Ж.-М.Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-барокко в Риме (1766–1769). В свой зарубежный период написал картины Чудесный улов рыбы (1762) и Зевс и Фетида (1769; обе – в Русском музее), в которых продвинулся от барокко к классицизму.

Вернувшись в Петербург, создал полотно Владимир и Рогнеда (1770), получив за него звание академика исторической живописи. Впервые национальное прошлое (эпизод с новгородским князем Владимиром, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогвольда) стало сюжетом столь выразительного – хоть и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически-сложного – картинного действа. Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия. С 1770 художник был профессором, а с 1772 – директором Академии художеств. В 1773 начал работу над еще одной картиной (Прощание Гектора с Андромахой, Третьяковская галерея), и здесь проявив талант патетически-пылкого композитора и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. Исполнил также целый ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф.Г.Волкова (1763, Русский музей, повторение – в Третьяковской галерее).

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Умер Лосенко в Петербурге 23 ноября (4 декабря) 1773.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЛОСЕНКО. Портрет Федора Волкова

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Каганович А.Г. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия. М., 1963
Гаврилова Е.И. А.П.Лосенко. Л., 1977

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет