Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МАНИЗЕР, МАТВЕЙ ГЕНРИХОВИЧ

МАНИЗЕР, МАТВЕЙ ГЕНРИХОВИЧ (1891–1966), русский художник, скульптор, представитель русского модерна; создал ряд произведений, ставших классикой соцреализма.

Также по теме:
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН

Родился в Петербурге 5 (17) марта 1891 в семье художника Г.М.Манизера. Учился на математическом факультете Петербургского университета, окончил его в 1914. Параллельно занимался в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1908–1909), рисовальной школе Общества поощрения художеств (1909–1911) и Академии художеств (1911–1916) у Г.Р.Залемана и В.А.Беклемишева. Был членом АХРР (с 1926). Жил в Ленинграде, а с 1941 в Москве.

Принял участие в осуществлении плана «монументальной пропаганды» – его цементный рельеф Рабочий в московском Петровском пассаже (1920–1921) принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников этого круга. В 1920-е годы сложился характерный стиль Манизера, который можно назвать «академическим модерном» с чертами неоклассики. Наиболее известны 20 бронзовых фигур на станции московского метро «Площадь Революции» (1936–1939), олицетворяющих разные слои советского общества. По эскизам Манизера было исполнено много монументов: памяти жертв 9 января 1905 в Ленинграде (1931), Т.Г.Шевченко в Харькове (1935), Зои Космодемьянской в Тамбове (1947; последний восходит к ее станковой фигуре 1942, Третьяковская галерея, за которую художнику в 1943 была присуждена Сталинская премия), И.П.Павлову в Рязани (1949, Сталинская премия 1950) и др., в том числе несколько памятников И.В.Сталину (1937–1950), которые позднее были демонтированы. Материалы везде стандартны – бронза для фигуры и гранит, реже цемент для постамента. Манизеровские памятники В.И.Ленину (в Хабаровске, 1925; Ульяновске, 1940, Сталинская премия 1941 года; и др.) стали эталоном героизированной трактовки вождя революции, породив массу копий.

Также по теме:
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ

Манизер был вице-президентом Академии художеств СССР (1947–1966). Активно работал как преподаватель (в мастерских Академии и других училищах). Его очерки и выступления об искусстве были опубликованы в книге Скульптор о своей работе (тт. 1–2, 1940–1952).

Умер Манизер в Москве 20 декабря 1966.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

М.Г.Манизер (альбом). М., 1970

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет