Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

НЕСТЕРОВА, НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА

НЕСТЕРОВА, НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА (р. 1944), русская художница, мастер живописи, представительница карнавализма.

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Родилась в Москве 23 апреля 1944 в семье архитекторов. В 1962 окончила среднюю художественную школу при Институте имени В.И.Сурикова, в 1962–1968 училась в самом Суриковском институте, где ее главным наставником был Д.Д.Жилинский. Регулярно участвовала в выставках, в том числе молодежных, с 1984 экспонировала свои вещи на Западе (начиная с ФРГ). Испытала большое влияние примитивизма и «наивного искусства» (в особенности живописи Н.Пиросманашвили), из современников на раннюю ее манеру заметное воздействие оказала Т.Г.Назаренко.

В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погруженного в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для нее имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества», – ироническая кисть Нестеровой превращала эпизоды размеренного курортно-пляжного быта и «культурных досугов» в своеобразные «поэмы застоя», полные гротескного шарма (циклы Новый Афон, 1977–1978; Паланга, 1979; и др.). С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка – с прохожими, что визуально «путаются» с классическими статуями и архитектурным декором, будучи вылепленными из однородной с ними красочной массы (Дом Гоголя, 1979, Третьяковская галерея; Метро, 1980, Русский музей; серия Летний сад, 1982; Петродворец, 1986, Музей изобразительных искусств, Монреаль). Прежние «курорты» превратились в сюрреальные фантасмагории и маскарады (Ужин, 1990, музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). Кардинальную роль получил мотив карточной игры (Карточный домик, 1988, Форум Людвига, Ахен), из карт-ячеек порою слагались все картинные фигуры (серия Нападающие собаки, 1989). Художница все чаще обращалась к форме полиптиха (триптихи Очередь, Манекены; диптих Переход; все работы – 1986, частное собрание, Москва), экспериментировала с фактурой, придавая ей почти рельефную массу и плотность.

Также по теме:
КАРНАВАЛ
КАРНАВАЛ
Также по теме:
СЮРРЕАЛИЗМ
СЮРРЕАЛИЗМ

С годами на первый план в ее живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Дехтярь А.А. Н.Нестерова. М., 1989

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет