Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

НИКИТИН, ИВАН НИКИТИЧ

НИКИТИН, ИВАН НИКИТИЧ (середина 1680-х годов – 1742), русский художник, один из основоположников новой русской живописной школы, связанной с реформами Петра I.

Также по теме:
ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Родился в Москве в середине 1680-х годов в семье священника. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Оружейной палате и гравировальной мастерской, руководителем которой был голландский художник А.Шхонебек. В 1711 вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Выдвинулся как портретист, завоевав авторитет при дворе. В 1716–1720 вместе с младшим братом Романом совершенствовал свое искусство в Италии (в Венеции и Флоренции). По возвращении на родину жил в Петербурге и Москве, закрепившись в штате придворных мастеров в качестве любимца Петра I.

Уже его ранние портреты (Царевна Прасковья Ивановна, 1714; Царевна Наталья Алексеевна, ок. 1716), содержащие остаточные следы парсуны (плоскостность пространства, жесткое и дробное письмо, глухие темные фоны), в целом следуют репрезентативным приемам западного барокко. Черты барокко (в его рокайльной стадии) усиливаются в зрелых, поститальянских вещах мастера, отмеченных еще большей непринужденностью, – таков образ барона С.Г.Строганова (1726), как бы упоенного своей цветущей молодостью. Особое место среди наследия художника занимают два портрета Петра I; правда, принадлежность ему первого, круглого (начало 1720-х годов) нередко оспаривается. Во втором, впечатляющем своей изысканной простотой и в то же время скрытым величием, император изображен на смертном одре (1725). Максимума живописной свободы мастер достиг в Портрете напольного гетмана, 1720-е годы; все работы – в Русском музее), который отмечен к тому же и глубоким, задумчиво-печальным психологизмом.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Мастер продолжал плодотворно работать и после смерти Петра, однако в 1732, при Анне Ивановне, был арестован вместе с братьями Романом и Родионом (протопопом Благовещенского собора в Кремле) за распространение рукописных пасквилей на вице-президента Синода Феофана Прокоповича. После допросов с пристрастием и пятилетнего заключения в Петропавловской крепости его приговорили к наказанию плетьми и пожизненной ссылке в Тобольске. В 1740 Анна Ивановна подписала указ об амнистии братьев, вступивший в действие значительно позже, в правление Елизаветы Петровны.

Выехав в Москву в 1742, Иван Никитин не добрался до столицы, скончавшись в пути.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. СПб, 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет