Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1838–1923), русский художник, скульптор-монументалист.

Также по теме:
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА

Родился в деревне Свечкино (Ярославская губерния) 16 (28) ноября 1838 в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором. Отпущенный на волю, еще мальчиком работал в подмастерьях у скульптора Д.И.Иенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869. Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О.Микешина принял участие в создании монумента Тысячелетие России в Новгороде (1859–1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862–1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г.Орлова и В.Я.Чичагова) по собственным эскизам. В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре, памятнике А.С.Пушкину для Москвы (1872–1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 в.

Среди его работ – памятники: А.С.Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), М.Ю.Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898, архитектор Н.В.Султанов) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому). В последний период отошел от активной деятельности, все более уединяясь в своем имении в селе Рыбница (Ярославская губерния).

Также по теме:
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ

Умер Опекушин в селе Рыбница 4 марта 1923.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

Беляев Н., Шмидт И. А.М.Опекушин. М., 1954
Давыдова О.А. Академик из крепостных. Очерк об А.М.Опекушине. Ярославль, 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет