Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1838–1923), русский художник, скульптор-монументалист.

Также по теме:
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА

Родился в деревне Свечкино (Ярославская губерния) 16 (28) ноября 1838 в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором. Отпущенный на волю, еще мальчиком работал в подмастерьях у скульптора Д.И.Иенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869. Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О.Микешина принял участие в создании монумента Тысячелетие России в Новгороде (1859–1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862–1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г.Орлова и В.Я.Чичагова) по собственным эскизам. В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре, памятнике А.С.Пушкину для Москвы (1872–1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 в.

Среди его работ – памятники: А.С.Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), М.Ю.Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898, архитектор Н.В.Султанов) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому). В последний период отошел от активной деятельности, все более уединяясь в своем имении в селе Рыбница (Ярославская губерния).

Также по теме:
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ

Умер Опекушин в селе Рыбница 4 марта 1923.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

Беляев Н., Шмидт И. А.М.Опекушин. М., 1954
Давыдова О.А. Академик из крепостных. Очерк об А.М.Опекушине. Ярославль, 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет