ПОНТОРМО, ЯКОПО ДА
ПОНТОРМО, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст. фамилия Каруччи) (1494–1557), итальянский художник, один из основоположников маньеристического направления в искусстве Возрождения.
Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б.Каруччи. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период. Жил преимущественно во Флоренции.
Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. 1515–1518; часть его хранится в лондонской Национальной галерее) полон тревожно-смятенных фигур. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь д`Эма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А.Дюрера).
Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция; Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530; в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция); воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция).
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици; Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка; Юноша с алебардой, музей П.Гетти, Малибу, Калифорния; и др.). Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской.
Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557.
Маркетти Л.Э. Понтормо. Россо Фьорентино. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»