Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПРИМАЧЕНКО, МАРИЯ ОКСЕНТЬЕВНА (АВКСЕНТЬЕВНА)

ПРИМАЧЕНКО, МАРИЯ ОКСЕНТЬЕВНА (АВКСЕНТЬЕВНА) (1908–1997), украинская художница, мастер живописи, представительница «наивного искусства».

Также по теме:
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Родилась в селе Болотня (Киевская губерния) 20 декабря 1908 (2 января 1909) в крестьянской семье. Отец ее был сиротой-приемышем, «приймой», отсюда прозвище, ставшее фамилией. В результате нервного потрясения (или болезни типа полиомиелита), пережитого в детстве, на всю жизнь осталась увечной, с парализованной ногой, и ходила с костылем. Дебютировала как живописец тоже в детстве, расписывая домашнюю печь цветными глинами. Попутно стала даровитой вышивальщицей; с 1925 посещала кружок художественного шитья в районном центре Иванково. Постоянно изобретала новые узоры и композиции, которые широко воспроизводились в округе. В 1935 была приглашена в новообразованные Центральные художественные мастерские при Всеукраинском государственном музее в Киеве. Занявшись здесь также и росписью по керамике, работала в мастерских до начала войны. Продолжала жить в основном в Болотне.

С годами произведения Примаченко, напоминающие раппортную прорись для вышивки или настенной «малевки», все явственней обретали черты самоценной картины (написанной обычно акварелью и гуашью по бумаге или картону). Эти звонкие по цвету, узорчатые образы слагались в серии, порой привязанные к какой-то актуальной теме («кукурузная» и «космическая» серии 1960-х годов), но чаще воспроизводящие бесконечный поток свободной авторской фантазии. Наиболее известны так называемые «болотнянские звери», местные (собаки, быки, сороки), экзотические (крокодилы, слоны, львы, попугаи) либо сказочные (невиданные Горботрус, Волезаха, Смихородя и т.д.). Примаченко часто снабжала свои картины пространными надписями-присказками, варьирующими фольклор либо известные литературные мотивы (так, первую строку стихотворения Т.Г.Шевченко «Я пас овечек за селом» она превратила в «нескладуху» с мельницей, где «мололи звери»). С 1968 иллюстрировала детские книги (Ой, коники-сиваши и др.), иногда с собственными текстами (Товче баба мак, 1970).

Также по теме:
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОР

Журналистский бум вокруг Примаченко (с 1960-х годов) породил стереотип об ее искусстве как сплошной «симфонии радости». На деле же наследие художницы изобилует вещами, где вопреки внешней мажорной пестроте доминирует поэтика сатиры, либо вещами абсурдно-сюрреального мифологизма, благодаря которым эти произведения непосредственно примыкают к стилистике «ар брют» (таковы, к примеру, картины Обезьяна, волк и лиса (с обезьяной-судьей; 1950-е годы, Музей украинского народно-декоративного искусства, Киев) или Лев с гадюкой на прогулке, 1975, Музей народной архитектуры и быта, Киев). Не создав персональной школы (единственным ее прямым учеником был сын, родившийся в 1941, мастер «наивного искусства» Ф.В.Примаченко), она оказала большое влияние на украинскую профессиональную живопись второй половины 20 в., способствуя сложению тенденций карнавализма.

Умерла 18 августа 1997, похоронена в Болотне.

Также по теме:
Живопись и ГрафикаДекоративно-прикладное искусство

Литература:

Островский Г.С. Добрый лев Марии Примаченко. М., 1990

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет