Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО КАРЛО

РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО КАРЛО (Rastrelli, Bartolomeo Carlo) (1675–1744), художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.

Также по теме:
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА

Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 переселился в Париж, где проявил себя как мастер монументально-декоративной пластики (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри, 1703–1706; разрушено в 1792 в период Французской революции). В 1716 вместе с сыном (будущим архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф.Лефорта, – мастер призван был руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой).

Растрелли (как и его сын) заняли исключительно важное место в плеяде иноземных художников петровской поры, принесших навыки и приемы «чисто западного» барокко в страну, где последнее существовало до сих пор в смешанном, средневеково-барочном («московском» или «нарышкинском») варианте; в этом смысле его произведения (подобно работам А.Шлютера) явились эталонами для развития русской скульптуры 18 в.

Создал ряд портретных образов Петра I: его парадно-триумфальный конный монумент (1719–1743; отлит из бронзы в 1745–1746 и в 1800 установлен перед Инженерным замком), большой бюст (бронза, 1723–1729, Эрмитаж, Петербург) и «восковую персону» (1725, там же). Среди других его произведений – бюст А.Д.Меньшикова (1723–1729, известен в мраморной версии, исполненной в 1849 И.П.Витали по не сохранившемуся восковому оригиналу; Русский музей, Петербург), бюст неизвестного (возможно, автопортрет; бронза, 1732, Третьяковская галерея), группа Императрица Анна Ивановна с арапчонком (бронза, 1733–1741, Русский музей). Эффекты театральной репрезентации, пышное великолепие, тонкая отделка деталей порой сочетаются в этих работах (в особенности в Анне Ивановне) с жестким натурализмом в передаче лица. Мастер участвовал также в 1721–1723 в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны, военно-аллегорические рельефы, группа Нептунова телега), а в 1721–1724 работал над моделью (неосуществленного) «триумфального столпа» в память побед в Северной войне 1700–1721.

Умер Растрелли в Петербурге 18 (29) ноября 1744.

См. также РАСТРЕЛЛИ, ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО.

Также по теме:
СкульптураАрхитектура

Литература:

Архипов Н.И., Раскин А.Г. Б.К.Растрелли. Л. – М., 1964

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»
В какой стране находятся пирамиды Солнца и Луны?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет