РЕЙМССКИЙ СОБОР
РЕЙМССКИЙ СОБОР, церковь Нотр-Дам в Реймсе, место коронации французских монархов. Раскопками выявлена крипта обширного сооружения 9 в., которое имело большую башню на западном фасаде и реконструировалось в период ранней готики. После пожара 1210 здание было заменено новым. Строительство по новому плану Жана д'Орбе было начато в 1211. В 1231–1237 его продолжал Жан ле Лу, в 1247–1255 Гоше Реймский руководил строительством нефов, а между 1255 и 1285 Бернар Суассонский завершил западный фасад. Робер из Куси, которого раньше считали главным строителем собора, в действительности был занят возведением башен в 14 в.
Реймсский собор – классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. Удлиненное алтарное пространство окружает галерея деамбулатория с пятью радиально расходящимися капеллами (венцом капелл). Трансепт короткий, но имеет собственные боковые нефы; в продольной части храма главный неф, насчитывающий 10 травей (пролетов крестового свода), фланкирован боковыми, по одному с каждой стороны. Вопреки установившейся традиции, первоначальный план не нарушен добавлением капелл, предназначавшихся для гильдий или особых обрядов. Замысел Реймсского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но он больше (длина 138 м), торжественнее и строже, перекрыт более массивными сводами, достигающими полуметровой толщины. В планировке представлена типичная для готики система, при которой квадратной в плане травее бокового нефа соответствует прямоугольная травея главного нефа, обе – с четырехчастными крестовыми сводами. Высокий свод, достигающий в вершине 38 м, несут эффектно сгруппированные ряды аркбутанов, которые впервые применены в столь монументальных формах. После 1919 деревянная стропильная кровля, горевшая в 1481 и в 1914, была заменена железобетонной каркасной конструкцией. Другие повреждения были успешно отреставрированы, за исключением витражей. Лишь верхние части прославленных средневековых окон главного нефа уцелели в пожаре 1914, и их цветные стекла были соединены заново в меньшем по числу, но зато полностью восстановленном ряду окон. По первоначальному замыслу собор должны были украшать шесть башен со шпилями. Шпили так и не были построены, но удалось завершить две башни западного фасада. Именно в этой части здания сосредоточены наиболее значительные из украшающих храм скульптур, общее число которых достигает 2000. Здесь размещается ряд величественных порталов, а также известная скульптурная группа, Встреча Марии и Елизаветы, и статуя улыбающегося ангела.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»