СЕРЕБРЯКОВА, ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА
СЕРЕБРЯКОВА, ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА (1884–1967), русская художница, мастер живописи, представительница неоклассического течения внутри русского модерна.
Родилась в родовом имении «Нескучное» (Белгородский уезд, Курская губерния, ныне в Харьковской области Украины) 30 ноября (12 декабря) 1884. Дочь скульптора Е.А.Лансере, сестра художника Е.Е.Лансере. В раннем детстве лишилась отца и воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н.Л.Бенуа. Училась в Петербурге в школе-мастерской М.К.Тенишевой (с 1901) у И.Е.Репина и в мастерской О.Э.Браза (1903–1905). Побывала в Италии (1902–1903, 1914). В 1905–1906 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Была членом объединения «Мир искусства». Носила фамилию мужа, инженера-путейца Б.А.Серебрякова.
Жила в Петербурге-Петрограде и «Нескучном», а после того, как имение было сожжено в революционные годы, перебралась в Харьков. В 1920 вернулась в Петроград, а затем с помощью А.Бенуа выехала во Францию и обосновалась в Париже (1924). В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих художников русского неоклассицизма; писала гармонически ясные по композиции и цвету портреты, пейзажи и жанры (За туалетом. Автопортрет, 1909; Жатва, 1915, Художественный музей, Одесса; Беление холста, 1917, Третьяковская галерея). Ряду ее образов свойствен поэтически-созерцательный эротизм специфически женского, феминистского толка (В бане, 1913, Русский музей) и – при внешней простоте мотивов – прочувствованный символический подтекст (Карточный домик (1918–1919, там же), ставший своеобразным реквиемом «серебряного века»). Успешно дебютировала как мастер монументальной живописи (эскизы четырех панно с аллегориями стран Востока для Казанского вокзала в Москве, 1915–1917; в архитектуре не осуществлены). Создала серию портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета в Петрограде (бывшего Мариинского; 1920–1921).
Эмигрировав, много путешествовала, побывав, в частности, в Марокко (в 1928 и 1932). Исполнила цикл декоративных панно для особняка Ж.де Брауэра под Брюсселем (1934–1935). Оставила большое живописное и графическое наследие, западная часть которого в целом уступает русской части по свежести и новизне образов.
Умерла Серебрякова в Париже 19 сентября 1967. Большая часть ее работ была передана наследниками в дар музеям на родине художницы.
З.Серебрякова. Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художницы. М., 1986
З.Е.Серебрякова. Письма. Современники о художнике. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»