Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШЕМЯКИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ШЕМЯКИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1943), русский художник, представитель русского «неофициального» авангарда, самобытно продолживший традицию «Мира искусства». Родился в Москве 4 мая 1943 в семье офицера, служившего в советских войсках в Восточной Германии (1945–1957). В 1957–1961 учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина в Ленинграде. В 1971 эмигрировал, поселившись в Париже, а позднее – в Нью-Йорке (с 1981) и Клавираке (шт. Нью-Йорк; с 1991).

Также по теме:
СЮРРЕАЛИЗМ
СЮРРЕАЛИЗМ

Испытал влияние со стороны мастеров «Мира искусства». Сквозной темой его творчества, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал (еще с 1960-х годов) карнавал, космически-всеохватный маскарад – с маской Смерти или Бренности как центральным символом пестрого хоровода фантастических фигур. Отдельные мотивы слагались в большие, многолетние циклы (Карнавалы Санкт-Петербурга, Чрево Парижа и др.), в значительной мере исполненные в технике литографии. Позднее развивал принцип всеобщего «метафизического синтеза» форм, вариативно проигрывающих заново всю историю мирового искусства. Не раз выступал и как график-иллюстратор. Особую известность получил цикл сатирических рисунков Шемякина по мотивам поэзии его друга В.С.Высоцкого (1988; Государственная премия Российской Федерации 1993).

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

В 1977 издал в Париже объемистый альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андерграунда». В 1980–1990-е годы все чаще обращался к скульптуре, создавая «карнавальные» рельефы и мелкую пластику. В период перестройки его творческие замыслы воплотились в ряде монументальных работ на родине (трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости, 1991; памятник жертвам политических репрессий в виде пары «метафизических» сфинксов напротив петербургской тюрьмы «Кресты», 1995; оба – бронза; многофигурная группа Дети и зло в Москве, 2000; и др.). Выступил как художник-постановщик балета П.И.Чайковского Щелкунчик в Мариинском театре (Петербург, 2001).

Также по теме:
Живопись и ГрафикаСкульптура

Литература:

Михаил Шемякин. Нью-Йорк – Москва. Ретроспективная выставка (каталог). М., 1989
Михаил Шемякин. Галерея «Дом Нащокина» (каталоги). Выпуски 1–2. М., 1994–1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет