Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ШВАРЦМАН, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

    ШВАРЦМАН, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1926–1997), русский художник, один из мастеров русского «неофициального» искусства.

    Также по теме:
    АВАНГАРД РУССКИЙ
    АВАНГАРД РУССКИЙ

    Родился в Москве 4 июня 1926 в семье предпринимателя-нэпмана, не раз подвергавшегося репрессиям и умершего в концлагере. После того, как мать выслали в Сибирь, Шварцман был взят в интернат, затем служил в армии (1944–1950). В 1950–1956 учился в Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Жил в Москве. По окончании учебы зарабатывал на жизнь как художник книги, плаката, а также мастер промграфики (дизайн фирменных знаков). Однако все эти виды искусства, в особенности промграфика, отнюдь не были для него лишь какой-то побочной «халтурой». Будучи с 1966 главным художником СХКБ Легпром (Специальное художественно-конструкторское бюро легкой промышленности), он даже вызвал к жизни целую «школу Шварцмана», сыгравшую важную роль в деле внедрения принципов графического стайлинга (т.е. знаково-стилистической унификации промышленных изделий).

    В тот же «оттепельно-застойный» период, в конце 1950-х – 1960-е годы, сложился и его станковый стиль, не примыкавший ни к одной из типических линий тогдашнего «другого искусства». Художник создавал огромные – охватившие всю его зрелую творческую жизнь – живописные и графические циклы так называемых «иератур» (его собственный термин, произведенный от древнегреческого hieros, «священный»). Герметически-замкнутые по композиции, напоминающие древние тотемы или магические алтари, порой снабженные некими таинственными письменами, эти полотна и листы соединили в себе приемы авангарда – кубизма и сюрреализма – с архаически-культовой семантикой. Ритуал магии тут как бы превратился в ритуал искусства, замкнутый в декоративное зрелище рамками картины.

    Также по теме:
    РУССКОЕ ИСКУССТВО
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Работы мастера вошли в наиболее значительные собрания русского авангарда и «неофициального» искусства, в том числе в собрание Г.Д.Костаки и коллекцию Н.Доджа, ныне включенную в состав музея Циммерли (Рутгерский университет, Нью-Джерси, США). Этапной экспозицией, увенчавшей его творческий путь, явилась большая персональная выставка в Третьяковской галерее (1994).

    Умер Шварцман в Москве 17 ноября 1997.

    Также по теме:
    Живопись и Графика
    
    Литература:

    Михаил Шварцман (каталог). М., 1994

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
    Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Знаменитые речи

    Пройти тест

    Спорт

    Пройти тест

    Государственные флаги

    Пройти тест

    Фобии и страхи

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет