Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШВАРЦМАН, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

ШВАРЦМАН, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1926–1997), русский художник, один из мастеров русского «неофициального» искусства.

Также по теме:
АВАНГАРД РУССКИЙ
АВАНГАРД РУССКИЙ

Родился в Москве 4 июня 1926 в семье предпринимателя-нэпмана, не раз подвергавшегося репрессиям и умершего в концлагере. После того, как мать выслали в Сибирь, Шварцман был взят в интернат, затем служил в армии (1944–1950). В 1950–1956 учился в Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Жил в Москве. По окончании учебы зарабатывал на жизнь как художник книги, плаката, а также мастер промграфики (дизайн фирменных знаков). Однако все эти виды искусства, в особенности промграфика, отнюдь не были для него лишь какой-то побочной «халтурой». Будучи с 1966 главным художником СХКБ Легпром (Специальное художественно-конструкторское бюро легкой промышленности), он даже вызвал к жизни целую «школу Шварцмана», сыгравшую важную роль в деле внедрения принципов графического стайлинга (т.е. знаково-стилистической унификации промышленных изделий).

В тот же «оттепельно-застойный» период, в конце 1950-х – 1960-е годы, сложился и его станковый стиль, не примыкавший ни к одной из типических линий тогдашнего «другого искусства». Художник создавал огромные – охватившие всю его зрелую творческую жизнь – живописные и графические циклы так называемых «иератур» (его собственный термин, произведенный от древнегреческого hieros, «священный»). Герметически-замкнутые по композиции, напоминающие древние тотемы или магические алтари, порой снабженные некими таинственными письменами, эти полотна и листы соединили в себе приемы авангарда – кубизма и сюрреализма – с архаически-культовой семантикой. Ритуал магии тут как бы превратился в ритуал искусства, замкнутый в декоративное зрелище рамками картины.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Работы мастера вошли в наиболее значительные собрания русского авангарда и «неофициального» искусства, в том числе в собрание Г.Д.Костаки и коллекцию Н.Доджа, ныне включенную в состав музея Циммерли (Рутгерский университет, Нью-Джерси, США). Этапной экспозицией, увенчавшей его творческий путь, явилась большая персональная выставка в Третьяковской галерее (1994).

Умер Шварцман в Москве 17 ноября 1997.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Михаил Шварцман (каталог). М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет