СКАНДИНАВСКАЯ КЕРАМИКА
СКАНДИНАВСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Дания.
Глиняные изделия.
В датской керамике чувствуется столь тонкое понимание этого вида искусства, что 1722 год кажется слишком поздней датой для основания первой мануфактуры Сторе Конгенсгаде, будто бы получившей разрешение на имитацию делфтского фарфора, как фабрики во многих других странах. В то время производство керамики зависело от капризов знатных покровителей и от странствующих гончаров, которые знали разные секреты гончарного производства и помогали основывать печи по всей Европе. Среди этих талантливых кочующих ремесленников был Йоханн Волф, первый управляющий Сторе Конгенсгаде. В течение пятидесяти лет мануфактура Сторе Конгенсгаде производила исключительно сине-белые изделия с многочисленными вариациями декоративных мотивов: цветов, масонских символов, арабесок, нарядных виньеток, раковин и условных мотивов, которые во многом повлияли на вкус датчан. Для королевской семьи мануфактура изготавливала особые тарелки, украшенные монограммами сменявших друг друга королей.
В 1763 странствующий гончар Петер Хофнагель основал в Копенгагене фабрику Остебро. Хофнагель пришел из Норвегии, где организовал производство керамики высочайшего качества; он привел с собой норвежских мастеров, чьи работы в Дании, однако, оказались заметно хуже.
Третья значительная датская мануфактура середины 18 в. находилась в Каструпе, куда из Страсбурга по приглашению короля Фредерика V прибыл Йозеф Ханнонг, а позднее и его преемник, Иоханн Рихтер. Эта фабрика была одной из лучших в Скандинавии. Там была одна печь для фаянса, другая – для каменной массы, а после 1772 еще и печь для изготовления «английской» керамики. Мануфактура в Каструпе выпускала превосходные изделия с ажурными и рельефно моделированными украшениями, тарелки с фестончатыми краями, письменные приборы с оригинальными кружевными узорами и разного рода предметы с очень изящным пластическим декором, который в каждом случае отличался большой оригинальностью и свежестью. Кроме того, фабрика изготавливала бюсты датских королей в натуральную величину и произведения круглой скульптуры – выдающиеся образцы фаянсовой пластики, а также епископские чаши, по форме уподобленные митрам и изящно расписанные. Интерес к высококачественным гончарным изделиям сохраняется в Дании и сегодня, а современная датская керамика знаменита во всем мире.
Фарфор.
С художественной точки зрения наиболее интересна продукция, выпущенная в конце 19 в. копенгагенской Королевской фарфоровой фабрикой, которая финансировалась государством. Эта фабрика работала без перерывов с момента ее основания в 18 в. Филип Шоу, управлявший фабрикой около 1850, сумел раскрыть таланты мастеров, таких, как Арнольд Крог, который ввел в производство белый фарфор с подглазурным декором, приспособив эту технику к выполнению натуралистических украшений. Модельщик Хеннинг создавал чувственные, наделенные живой энергией фигурки, а Хансен в качестве сюжетов для своих необычных статуэток использовал крестьянские типажи. Знаменитый мастер Малиновский создавал посуду строгих, простых форм из высококачественного фарфора. Хотя в целом фабрика выпускала изделия, не соответствовавшие новым тенденциям в изобразительном искусстве, она сохраняла свою жизнеспособность, продолжая лучшие традиции прошлого. Йейс Нильсен создал для производившихся фабрикой изделий из каменной массы бирюзовую глазурь, которая по качеству приближалась к старинным иранским глазурям.
Копенгагенская королевская мануфактура постоянно экспериментировала. Один из лучших результатов этих экспериментов – рифленый фарфор с сине-белым подглазурным узором, напоминающий китайские изделия. Получила развитие также серая кракелированная керамика; процесс ее изготовления настолько хорошо управлялся, что размеры кракле варьировались в зависимости от формы и рисунка, для которого предназначалась эта сетка трещинок. На вазах, сделанных из той же массы, искусно воспроизводили селадоновые глазури. В 20 в. фаянсовые мастерские Копенгагена выпускали покрытый свинцовыми глазурями фаянс, очень близкий к традиционной скандинавской крестьянской керамике.
Шведская керамика
конца 17 в. следовала старинным местным традициям. «Snorkeramic» («веревочная керамика») на протяжении 17 в. оставалась неглазурованной, а в 18 в. лишь иногда покрывалась желтыми и зелеными глазурями. Первые центры производства керамики и крупные гильдии гончаров возникли в лене Халланд, где производились яркие глиняные блюда с узорами из тюльпанов и игрушки. В городах Халланда было множество печей с крапчатыми изразцами из зеленого или желтого фаянса; в середине 19 в. они были вытеснены чисто белыми печами.
В 18 в. в Скандинавии, так же, как во Франции и повсюду в Европе, преобладал фаянс. Первая шведская фаянсовая фабрика, основанная в Стокгольме в 1726, была предприятием Рёстранда и проектом того же Иоханна Вольфа, который работал в Нюрнберге и Дании. Однако здесь он тут же попал под подозрение в мелком обмане и был уволен. Фабрика Рёстранда, сначала существовавшая на государственные дотации и выпускавшая подражания делфтской керамике, после увольнения Вольфа и других изменений стала знаменитой благодаря своим фаянсам с очаровательными украшениями в стиле рококо; на чашах и блюдах этого типа было множество различных надписей и эмблем, выполненных в технике сине-белой росписи и оттененных изящно вылепленными завитками и спиралями. Продукция фабрики отличалась космополитическим духом и оригинальностью при Христофоре Хунгере (с 1730 по 1755), который ранее работал на фарфоровых мануфактурах в Мейсене, Вене и Венеции. Знаменитый узор «рен» (он состоял из синего рокайльного бордюра с радиальными линиями, сходящимися к изображенному в центре перезревшему гранату или гербовому щиту), который использовался непрерывно, значительно увеличил славу фабрики. В 1763 цветовой ряд вышел за рамки синего и белого. Тремя годами позже мастера фабрики Рёстранда овладели английской техникой переводной печати, и к 1800 глиняные изделия, покрытые свинцовыми глазурями, вытеснили фаянс. Рёстранд имел соперника – фабрику в Мариеберге, близ Стокгольма, основанную Йоханном Эренрейхом, который сначала был придворным зубным врачом, а впоследствии стал выдающимся керамистом. Мариеберг процветал с 1758 по 1788, и Рёстранд вынужден был расширять ассортимент и воспроизводить требующую муфельных печей надглазурную роспись мариебергских изделий, поскольку его собственные печи были рассчитаны на высокотемпературный обжиг. Однако особо крупные по размеру рёстрандские изделия – чаши для пунша, печи, высокие урны с рокайльными закручивающимися основаниями – оставались непревзойденными. Фабрика Рёстранда продолжает существовать до сих пор. Современный дизайнер Гуннар Ниланд создал для нее проекты прекрасной столовой посуды, превосходно вылепленные статуэтки животных и монументальный рельеф из каменной массы, названный Джунгли пробуждаются.
В 18 в. Эренрейх пытался получить настоящий фарфор, но затем ограничил свои усилия фаянсом; в 1766 он был переведен в Мариеберг, где была основана еще одна мануфактура, и в его распоряжение предоставили 248 рабочих и 6 рисовальщиков. Его преемник, француз по имени Бертвен, перешел от производства фаянса, которое стало невыгодно из-за конкуренции с Англией, к мягкому фарфору и делал супницы и замечательные маленькие статуэтки персонажей итальянской комедии дель арте. Эренрейх отправился в Страслунд, где организовал собственное производство темно-желтого фаянса, покрытого серой глазурью. Из других небольших шведских фабрик следует упомянуть мануфактуру в Ульфсунде, которой руководил Кристиан Линнинг; с развитием массовой продукции он оставил керамическое искусство и занимался скульптурой до самой смерти в 1843. В 1827 начал работать Густавсбергский фаянсовый завод, а в 1886 была основана фабрика Экеби в Упсале; оба производства продолжают существовать и по сей день.
Норвежская керамика.
В Норвегии в 18 в. наиболее значительными были мануфактуры в Херребё и Драммене; их продукция, преимущественно выполненная в стиле рококо, отличалась яркой оригинальностью. Пластический декор в изделиях обеих мануфактур был необычайно прихотливым, а исполнение – превосходным. Изделия Херребё изготавливались из мелкозернистой темно-желтой пористой глины и покрывались голубовато-белой глазурью. Декор выполнялся красителями синего или пурпурного цвета, выдерживавшими высокотемпературный обжиг. Капризно извивающиеся завитки и спирали обычно размещались на основании или по краю сосуда, часто в соединении с аккуратными и точными восточными узорами и виньетками, такими, какие были популярны в середине 18 в.
Наиболее важная фигура в истории норвежской керамики – Петер Хофнагель, который в 1748 основал мануфактуру в Херребё, а спустя четыре года открыл фабрику в Драммене. В 1763 он покинул Норвегию, отправился в Копенгаген, а через некоторое время, в 1770, вернулся, но перестал заниматься керамикой.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»