СОКОЛОВЫ
СОКОЛОВЫ, семья русских художников-акварелистов, представителей романтизма.
Петр Федорович Соколов
(1791–1848) родился в Москве в 1791. В 1800 был зачислен воспитанником в петербургскую Академию художеств, где учился в классе исторической живописи у В.К.Шебуева. В 1809 получил золотую медаль за картину Андромаха оплакивает убитого Гектора (не сохранилась). Однако нашел свое призвание в ином жанре: сразу после окончания академии (1810) занялся графическим портретом в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью. Жил в Петербурге, с 1846 – в Москве. Стал первым в России крупным мастером чисто акварельного (без применения белил) портрета, вытеснившего во второй четверти 19 в. портретную миниатюру. Тонкий камерный лиризм, нежность тонально скоординированного, лишенного чрезмерной пестроты колорита, легкость и живость письма обеспечили большую популярность его работ, явившихся ярким выражением романтизма бидермейеровского, непринужденно-«домашнего» типа. Даже выдающиеся деятели истории и культуры предстают в образах художника не возвышенными в ауре славы, а максимально приближенными к зрителю, как бы мысленно собеседующими с ним, причем этот эффект, свойственный и миниатюре, выглядит в акварелях мастера еще более натурно-достоверным. Среди лучших его работ – портреты декабриста Н.М.Муравьева (1824) и генерала Н.Н.Раевского (обе работы – Музей А.С.Пушкина, Пушкин), А.Г.Муравьевой (1826, Эрмитаж), А.Н.Веневитиновой (около 1830, Российская государственная библиотека, Москва), А.С.Пушкина (1830, Музей А.С.Пушкина, Пушкин), А.О.Витали (жены скульптора И.П.Витали; 1838, Третьяковская галерея). Успешно занимался также и литографией. Умер П.Ф.Соколов в своем имении в селе Старый Мерчик (Харьковской губернии) 3 (15) августа 1848.
Петр Петрович Соколов
(1821–1899), его сын, родился в Петербурге в 1821. Первоначально учился у отца, затем занимался в Академии художеств (1840–1843). Жил главным образом в Петербурге, Москве, а также в своем имении в Тамбовской губернии, много путешествуя по России. Был художником-корреспондентом на русско-турецкой войне 1877–1878 и издал альбом своих военных зарисовок (1879). Работал в разных техниках, но тоже вошел в историю как акварелист. Создавал живые образы усадебно-сельской и провинциальной повседневности – Охота на волка, 1873; Родины в поле, 1874; Конная ярмарка в Лебедяни, гуашь, 1886; все в Третьяковской галерее), иной раз достаточно социально-острые по теме (Потрава (1870-е годы, Русский музей), – где мужики сражаются с потравщиком-барином. Писал портреты; показал себя тонким анималистом. Внес большой вклад в искусство литературной иллюстрации, обращаясь к произведениям Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и других авторов. Наиболее значительны его композиции к Запискам охотника И.С.Тургенева (1867–1895; изданы в 1891–1892) и Мертвым душам Н.В.Гоголя; первый цикл последних (цветная акварель, Русский музей) был издан в 1891, второй же (черная акварель), созданный в тот же период (Российская государственная библиотека), предстал новаторским примером чисто визуальной литературы, существующей в виде внекнижной станковой серии. Умер П.П.Соколов в Петербурге 3 (15) октября 1899.
Ракова М. П.Ф.Соколов. М., 1952
П.П.Соколов (альбом). М., 1959
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»