ЦАДКИН, ОСИП АЛЕКСЕЕВИЧ
ЦАДКИН, ОСИП АЛЕКСЕЕВИЧ (наст. имя и отчество Иосель Аронович) (1890–1967), русский художник, один из выдающихся ваятелей 20 в., самобытно соединивший традиции модерна и авангарда.
Родился в Смоленске 14 (26) июля 1890 в семье преподавателя семинарии. В детстве занимался в ремесленном училище в Витебске и брал уроки рисования у Ю.М.Пэна (1900–1904). Затем был отправлен к родственнику в Англию, где учился в художественной школе в Сандерленде. В 1906 уехал в Лондон, работал в столярной мастерской, посещал вечерние курсы в Политехнической школе и обучался резьбе по дереву в Школе искусств и ремесел, в летние месяцы наезжал в Витебск. В 1909 обосновался в Париже, еще недолго учился (в Национальной школе изящных искусств), но уже с 1910 работал самостоятельно, сняв студию в знаменитой художественной колонии «La Ruche» («Улей»). Вступив добровольцем во французскую армию, принял участие в Первой мировой войне (1915–1916); получил отравление газами и был демобилизован по инвалидности. В 1941 переехал из оккупированной Франции в Нью-Йорк, в 1945 вернулся в Париж.
Cделал себе имя работами, пластически воспроизводящими типичные мотивы и приемы кубизма (Женщина с веером, бронза, 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). В наиболее характерных своих вещах соединял деструктивный, аналитико-кубистский подход к натуре с органической ритмикой и символическими обобщениями (на тему Жизни, Смерти, Искусства и т.д.) в духе модерна. Тем самым примкнул к тенденциям прочного синтеза модерна и авангарда в межвоенном «ар деко» – однако, выбирая между собственно декоративностью и напряженной драмой, постоянно отдавал предпочтение последней. Охотно обращался к антично-мифологическим символам и фигурам, особенно часто к образу Орфея. Придавал важное значение принципу углубленного, «обратного» рельефа (рельеф для дома А.Бломма в Брюсселе, камень, 1929), равно как и принципу «полой формы», выражающему (по его словам) «гармонию массы и пустоты, реальных и ирреальных ценностей».
Поддерживал связи с русской эмиграцией и с Россией, прислав, в частности, несколько своих произведений в Музей нового западного искусства в Москве (наиболее примечательны среди них бронзовые Музыканты, 1924; ныне в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Лучшие из станковых вещей Цадкина (к примеру, Менады, бронза, 1934, Национальный музей современного искусства, Париж) или В честь Баха, дерево, 1936, Городской музей, Амстердам) закономерно воспринимаются как проекты памятников. Некоторые из наиболее масштабных вещей скульптора как бы «сами по себе» перекочевали из мастерской в пространство города или природы – подобно Большому Орфею в парке Миддельхейм в Антверпене (бронза, 1956). Поэтому активный переход его к монументальному искусству как таковому явился делом вполне естественным. Цадкин создал один из лучших военных монументов 20 в. – агонизирующую фигуру Разрушенный город (1945–1953) – с дырой вместо сердца, установленную в Роттердаме в память о жертвах и разрушениях 1940, когда весь центр города был уничтожен немецкой авиацией. Им были исполнены также памятники В. Ван Гогу в Овер-сюр-Уаз близ Парижа (1961) и братьям Ван Гог в Зюндерте (Нидерланды; 1964).
Умер Цадкин в Париже 25 ноября 1967. Оставил большое графическое (рисунки, офорты, литографии), а также литературное (поэзия, мемуары) наследие.
Осип Цадкин (тематическая подборка). – Творчество, 1990, № 7
Лейкинд О.Л. и др. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»