Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

УТАМАРО

УТАМАРО (Китагава Утамаро) (1753–1806), японский художник, один из лучших мастеров школы «укиё-э», создатель классических образов японской красавицы.

Также по теме:
ГРАФИКА
ГРАФИКА

Родился предположительно в Кавагоэ в 1753. Приехав с матерью из провинции в Эдо (нынешний Токио), жил и работал там до конца жизни, вначале – под артистическим именем «Тоёаки» (позднее принял другой псевдоним, с которым и вошел в историю).

В его раннем творчестве доминируют стилизованные натурные штудии, предназначенные для воспроизведения в виде ксилографических альбомов (Дары прилива, 1778; Песни раковин, 1780; Книга насекомых, 1788). Затем самобытно преобразовал в своих произведениях стилистику Тории Киёнага, его современника, работавшего в русле школы «укиё-э» («картины повседневного мира» или «текущей жизни»). Создавая листы в жанре «бидзин-га» («красавицы»), рисовал – в отличие от других мастеров «укиё-э» и того же Киёнага – не только полнофигурные сцены, но и композиции типа «большие головы» («окуби-э»), позволяющие сосредоточить внимание исключительно на лице и прическе. Плавными, текучими линиями создавал идеализированные, но в то же время и тонко дифференцированные по характерам образы, преимущественно женские (большинство его героинь – гейши, однако он обращался и к другим социальным типажам). Тонкое изящество этих гравюр (цветных ксилографий) сделало их архетипическим выражением национальных представлений о женской красоте. В серии Большие головы (1790) впервые применил слюдяной порошок, дающий эффект серебристо мерцающего фона. Среди других его гравюрных циклов – Замечательные красавицы шести чайных домов (1791–1792); Десять женских характеров, Шелководство, Женщины за шитьем, Красавицы кухни, 12 часов в чайных домах (все работы – 1790-е годы), Испытания верной любви (1800), Ежегодник зеленых домов Ёсивара (1804).

Также по теме:
ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО
ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО

В 1804 был подвергнут 50-дневному аресту за гравюры с изображением жены и наложниц сёгуна Тойотоми Хидеёси (их сочли оскорбляющими достоинство верховного военного правителя).

Умер Утамаро в Эдо 31 октября 1806.

УТАМАРО. ЖЕНЩИНА С ЗЕРКАЛОМ © DeA Picture Library     ТРИ КРАСАВИЦЫ ВРЕМЕН ЭДО

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Японская гравюра (альбом). М., 1963
Коломиец А. Гравюры Утамаро в жанре «Окуби-э». – В кн.: Сокровища искусства стран Азии и Африки, вып. 2. М., 1976

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет