ВОЛЬС
ВОЛЬС (Wols, наст. имена и фамилия Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951), немецкий художник и фотограф, родоначальник «информеля».
Родился в Берлине 27 мая 1913 в семье служащего. В 1931 поступил в навигационную школу, работал в автомастерской и помощником фотографа. Изучал антропологию в Институте Африки во Франкфурте-на-Майне (1932). Недолго проработав в «Баухаусе» в Дессау, покинул Германию, жил во Франции и Испании, затем обосновался в Париже, где в 1937 был официальным фотографом Всемирной выставки. Вскоре после начала Первой мировой войны его интернировали; во время годичного заключения исполнил цикл Города (рисунки тушью и акварелью), серию безлюдных, меланхолически-отчужденных образов на маленьких кусочках бумаги. Нависшая угроза высылки в Германию не рассеялась и после выхода из лагеря, когда он жил в провинции, в Касси и Монтелимаре. С окончанием войны вернулся в Париж.
В 1940-е годы окончательно сложился его «информель» – стиль, сочетающий абстракцию со знаково-сюрреалистическими элементами. Обычно Вольс (аббревиатурно соединивший свое второе имя с фамилией в качестве псевдонима) писал свои композиции в русле «психоавтоматического», полубессознательного потока творчества, перемежая спонтанные мазки и штрихи с изобразительными и символическими деталями. Этот поток, обычно драматически-мрачный, тусклый по колориту, постоянно стимулировался наркотиками и алкоголем (отсюда частый мотив бутылки как эпицентра образа). Прочная известность к художнику пришла после выставки в галерее Р.Друэн (1945). Форматы его «психограмм», вначале совсем небольших, затем увеличиваются, он исполняет также цикл иллюстраций к текстам А.Арто (конец 1940-х годов). В то же время Вольс не оставляет и занятий фотографией. Его парижские снимки, нарочито неживописные, будничные, «мусорные», предвосхищают урбанистические мотивы поп-арта.
Умер Вольс в Париже 1 сентября 1951.
Соколов М. Объектив в руках творческой личности (о фотоискусстве Вольса). – Советское фото, 1989, № 6
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»