Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВОРОБЬЕВ, МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ

ВОРОБЬЕВ, МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ (1787–1855), русский художник, один из основоположников русского романтического пейзажа. Родился в Пскове 6 (17) августа 1787 в семье солдата, который после отставки в чине унтер-офицера служил смотрителем в петербургской Академии художеств. В 1798 был зачислен в архитектурный класс Академии (где занимался под руководством Ж.Тома де Томона), окончил же ее по классу пейзажной живописи (здесь его наставником был Ф.Я.Алексеев). В 1809–1812 работал по «снятию видов» Москвы и ее окрестностей, затем состоял художником при главной квартире русской армии в Германии и Франции (1813–1814). В 1817–1818 писал виды Орла и Воронежа. Путешествовал по Средиземноморью, в том числе Палестине (1820–1821) и Италии (1844–1845). Прикомандированный к штабу во время русско-турецкой войны 1828, посетил театр военных действий на Дунае. Жил преимущественно в Петербурге.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

В основе всех произведений Воробьева лежат еще сугубо классицистические принципы ведуты (т.е. топографически-точного вида) и идеального пейзажа. Однако, уделяя все большее внимание эффектам освещения, в том числе вечернего и ночного, передавая жизнь атмосферы, а с другой стороны – усиливая психологическую ассоциативность этой жизни, он примкнул к романтизму. Среди его лучших вещей – виды Московского Кремля от Устьинского моста и Каменного моста (1818–1819, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Петербург), Иерусалим ночью (1820-е годы, Третьяковская галерея), Дуб, раздробленный молнией (аллегория на смерть жены художника; 1842, там же). Наиболее романтически-эмоциональны его зрелые и поздние образы северной столицы (Осенняя ночь в Петербурге, 1835, там же; Закат солнца в окрестностях Петербурга, 1832; Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств, 1835; обе в Русском музее).

Большое историческое значение имела педагогическая деятельность мастера (преподавал в Академии художеств с 1814). Среди его учеников были И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов, Л.Ф.Лагорио, М.И.Лебедев, братья Г.Г. и Н.Г.Чернецовы.

Также по теме:
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ

Умер Воробьев в Петербурге 30 августа (11 сентября) 1855.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Смирнов Г.В. М.Н.Воробьев. – В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины 19 века. М., 1954

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Государственные флаги

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет