Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЗАРУДНЫЙ, ИВАН ПЕТРОВИЧ

ЗАРУДНЫЙ, ИВАН ПЕТРОВИЧ (ум. 1727), русский архитектор, один из основоположников петровского барокко. Выходец из украинского дворянства. Впервые упоминается в делах Малороссийского приказа за 1690 годом как гонец гетмана И.С.Мазепы. С 1701 состоял на царской службе в Москве. Был на все руки мастером – скульптором, живописцем и архитектором, по-видимому, прошедшим хорошую западную школу. Заняв видное положение при царском и патриаршем дворах, с 1707 надзирал «за исправлением изографов», т.е. осуществлял общий контроль за живописными работами.

Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА

Его наиболее примечательная (и в то же время подробно документально зафиксированная постройка) – знаменитая церковь Архангела Гавриила, выстроенная для А.Д.Меншикова на территории его усадьбы (близ современного московского Почтамта) и прозванная «Меншиковой башней» (1704–1707). Здесь под руководством Зарудного работали несколько итальянских зодчих (в том числе Д.Трезини, вскоре, однако, уехавший в Петербург) и «гипсовых и каменных дел» мастеров, а также русские каменщики. Постройка (до того, как в 1723 сгорел ее верхний ярус с часами и большим шпилем) выделялась рекордной для Москвы того времени высотой (81 м), но самое главное – своими волнообразно устремленными ввысь барочными формами, наложенными на типично древнерусскую ярусную структуру, гораздо более последовательно, с более систематическим применением ордера и пышного (в том числе и интерьерного) скульптурного декора, чем в памятниках «нарышкинского» стиля.

На основании стилистических аналогий Зарудному приписывают и ряд других зданий, в первую очередь – церковь Ивана Воина на Якиманке (1709–1713). Под его руководством и при непосредственном участии были также исполнены выделяющиеся своим особым пластически-декоративным богатством иконостасы Преображенского собора в Таллине (1719) и Петропавловского собора одноименной крепости в Петербурге (1722–1727).

Умер Зарудный в 1727.

Также по теме:
Архитектура

Литература:

Грабарь И.Э. И.П.Зарудный и московская архитектура первой четверти 18 века – В кн.: Русская архитектура первой половины 18 века. М., 1954

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет