Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ЖЕГИН, ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ

    ЖЕГИН, ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ (1892–1969), русский художник и теоретик искусства, самобытный практик и по сути идеолог «тихого искусства». Родился в Москве 20 ноября (2 декабря) 1892 в семье архитектора Ф.О.Шехтеля (позднее взял фамилию матери). Занимался в школе-студии К.Ф.Юона (1909–1910) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после революции преобразованном в Свободные художественные мастерские (1911–1919). Иллюстрировал (совместно с В.Н.Чекрыгиным) первую поэтическую книгу В.В.Маяковского (Я, 1913). В 1914 путешествовал с Чекрыгиным по Западной Европе. Был членом группы «Маковец». Жил в Москве.

    Также по теме:
    ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
    ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

    Как и многие другие «маковчане», стремился придать новую жизнь религиозному символизму (серия Библейские сюжеты, акварель, гуашь, уголь; начало 1920-х годов). Любил рисунок углем, много работал акварелью, гуашью либо в смешанной технике, поэтому его композиции чаще всего занимают промежуточное положение между графикой и живописью. С особой последовательностью выразил принципы формировавшегося в этот период «тихого искусства», чуждого как «левому» авангарду, так и АХРРовским предварениям соцреализма (см. также АХРР). После распада «Маковца» стал душой объединения «Путь живописи» (1926–1930). В манифесте объединения выразил идею картины как самоценного «маленького мирка», «органически замкнутого в себе». Именно это кредо и воплощено в жегинских циклах (Московские пейзажи, 1918–1919; Из Достоевского, 1930-е годы; вариации на тему Пира во время чумы (1920–1930-е годы) и Египетских ночей (1940-е годы) А.С.Пушкина; акварели с букетами цветов, 1940–1950-е годы), полных камерной, лирически-уединенной экспрессии.

    В поздние свои десятилетия практически не выставлялся, зарабатывая на жизнь как художник-оформитель (Исторического музея и Дворца-музея в Останкино, Москва). Плодотворно занимался теорией, разработав – преимущественно на примере древнерусской живописи – близкое семиотике понимание искусства как автономной структуры, не зависящей от историко-социологических мотиваций. Наиболее значительный его труд – посмертная книга Язык живописного произведения (условность древнего искусства) (1970).

    Умер Жегин в Москве 1 октября 1969.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Также по теме:
    Живопись и Графика
    
    Литература:

    Завадская Е. О творчестве художника Л.Ф.Жегина. – Искусство, 1976, № 3

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
    Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Страны мира

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест

    Африка

    Пройти тест

    Короли

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет