АДАБ
AДАБ, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества.
Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители. Культурная и научная жизнь связана была и с «домами науки», одним из которых был багдадский «Дом науки», созданный халифом ал-Мамуном. Здесь была прекрасная библиотека, содержавшая тысячи книг по разным областям знания. Почтительное отношение правителей к знанию повлияло на выработку эталона «светской» культуры, который распространялся и на менее элитарные круги, для которых подспорьем и была литература адаба. Существовала также и специальная профессиональная литература, учебные руководства для людей, занимающихся интеллектуальным трудом. В основе воспитания, исповедуемого адабом, лежало следование духовным традициям, прежде всего традициям религиозным. Но целью адаба было все же образование светское: адаб – литература не религиозная, а светская, порой весьма пикантная, особенно в той ее части, которая относилась к куртуазной поэзии и прозе. «Легкая» форма адаба, отличающая его от сухих, мудреных, скучных трактатов богословов, ученых и философов, позволяла, развлекая, просвещать, наставлять широкий круг людей. Адабная литература, особенно учебники, сообщали читателю начальные знания в области математики, грамматики, истории и т.д. Ас-Сиджистани (ум. 888), намекая на отношение к разуму и, в частности, к греческой учености, почитаемой многими адибами, рассказывает о сне, увиденном халифом ал-Мамуном. В этом сне происходит встреча халифа с Аристотелем, во время которой античный философ, отвечая на вопросы ал-Мамуна, апеллирует прежде всего к разуму, как бы поддерживая своим авторитетом ал-Мамуна в его симпатии к рационалистам-мутазилитам, противникам богословов-традиционалистов.
Наиболее яркими предстаквителями адаба были ал-Джахиз, Ибн Кутайба, Абу Хайан ат-Таухиди. Но если с именем ал-Джахиза (ум. 868) ассоциируется образ искателя, новатора, то живший полвеком позже Ибн Кутайба воплощает скорее стремление к созданию упорядоченной системы, канонизации адабных сочинений, призванных сформировать достойного кади, секретаря, вообще светского человека и хорошего мусульманина. Но интенции, заложенные в творчестве ал-Джахиза, подхватит уже позже, в 10 в., его страстный поклонник ат-Таухиди.
Насир-и Хусрау. Сафар-намэ. Книга путешествий. М. – Л., 1933
Ибн Хазм. Ожерелье голубки. М., 1957
Калила и Димна. М., 1957
Синдбад-наме. М., 1960
Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. М. – Л., 1961
Ал-Джахиз. Книга о скупых. М., 1968
Пелла Ш. Вариации на тему адаба. – В кн.: Арабская средневековая культура и литература. М., 1978
Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани. Книга песен. М., 1980
Халидов А.Б. Книжная культура. – В кн.: Очерки истории арабской культуры V–ХV вв. М., 1982
Средневековая андалузская проза. М., 1985
Кабус-наме. – В кн.: Энциклопедия таджикско-персидской прозы. Душанбе, 1986
Абу Хайан ат-Таухиди. Диалоги. (Из Книги услады и развлечения). – В кн.: Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»