Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АФИНОГЕНОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

АФИНОГЕНОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1904–1941), русский драматург, публицист, теоретик драмы. Родился 22 марта (4 апреля) 1904 в г.Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, впоследствии ставшего писателем (псевдоним Н.Степной), и учительницы. С 1922 член ВКП(б). В 1924 окончил Московский институт журналистики, в 1927–1929 заведующий литературной частью 1-го Московского Рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов – один из руководителей РАПП, с 1934 – член президиума правления Союза писателей СССР, редактор журнала «Театр и драматургия».

Также по теме:
ДРАМАТУРГ
ДРАМАТУРГ

Как литератор начал со стихов и поэмы Город; первая пьеса Роберт Тим (1923) – об английских «луддитах», разрушителях машин, – сразу выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах По ту сторону щели (1926) по Дж.Лондону, На переломе (1927), Гляди в оба (1927) и Малиновое варенье (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (борьба со шпионажем, «обуржуазиванием» и т.п.).

Попытка дать образ «идеального» (и при этом, в духе времени, энтузиастически-страстного) человека, противостоящего массовым порокам и заблуждениям (бюрократическому засилью, антисемитизму), – в пьесе Афиногенова Чудак (1929). За ней последовало одно из вершинных произведений Афиногенова – пьеса Страх (1931), где устами профессора Бородина, в русле еще только овладевающей европейскими умами философии экзистенциализма, говорится о неких вневременных и внесоциальных «определителях» человеческого бытия – страхе и голоде, а также о том, что «мы живем в эпоху великого страха». Первый вариант пьесы был запрещен цензурой, во втором убраны упоминания о карательных органах, введен образ пламенной старой большевички Клары – оппонента Бородина, выступающей от имени «народа», носителя партийных идей. Своеобразным продолжением Страха явилась пьеса Ложь, тонко отразившая атмосферу постоянной «маскировки» людей 1930-х годов, когда приходилось скрывать происхождение, родственные связи, взгляды.

Также по теме:
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы Далекое (1933), где физическая смерть трактуется как неизбежное условие духовного обновления. Пафосом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса Салют, Испания! (1936). Драма Мать своих детей (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений. Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова – Машенька (1940), согретая теплом доверия к чистому детскому сердцу, способному растопить лед чиновных душ, трогательно-сентиментальная, вносящая, по точному наблюдению критиков (И.Л.Вишневская и др.), «диккенсовскую» струю в отечественную драматургию. Пьеса Афиногенова Накануне (1941), написанная уже в дни войны, выражала уверенность в неизбежной победе – следуя не только официальной пропаганде и искреннему настрою тогдашнего общества, но и собственному глубинному оптимизму драматурга, неизменно разрешающему в гуманном ключе острые конфликты. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся «типажность» обеспечили им долговременную сценическую жизнь.

Афиногенов выступал также как теоретик драмы и театральный критик. Отвергая поначалу академическую театральную школу во имя «нового» искусства в духе Пролеткульта, он постепенно приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психологизмом и социальным критицизмом (прежде всего А.П.Чехова). С последним связано и утверждение Афиногенова, в полемике с Н.Погодиным и Вс.Вишневским, «комнатной драмы» – в противовес панорамной «драме с открытым небом» и множеством действующих лиц, что привело в итоге к резкой критике Афиногенова, его политическому остракизму и даже временному исключению (1937–1939) из рядов ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны Афиногенов возглавлял литературный отдел Совинформбюро.

Также по теме:
ДРАМАТУРГИЯ
ДРАМАТУРГИЯ

Умер Афиногенов в Москве 29 октября 1941.

Также по теме:
ЖАНРЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕЛитератураТеатр и Кино

Литература:

Афиногенов А. Статьи. Дневники и записные книжки. М., 1960
Караганов А. Жизнь драматурга: Творческий путь Афиногенова. М., 1964
Афиногенов А. Избранное, тт. 1–2. М., 1977

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»
Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет