ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Детская литература всех времен устремлена в будущее. Все самое интересное в мировой литературе подхватывалось и множилось детской фантазией, эмоциональностью и верой. Первыми, кто открывает детям гармонию между прошлым и будущим, заставляя поверить в бесконечность созидательных возможностей человека, оказываются лучшие сказочники, философы, мыслители и пророки: Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Джон Р.Р.Толкиен.
Свои лучшие творения обращали к детям и фантасты – Джонатан Свифт, Жюль Верн, Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак.
Но именно детям писатели и поэты стали адресовать свои творения лишь к концу 17 в.
Детская литература (Европа, Америка)
Из двух творений Гомера Одиссея, появление которой историки относят к 8–7 вв. до н.э., несомненно, более доступна и привлекательна для детского восприятия, чем Илиада. Главный интерес у детей вызывает личность Одиссея, человека, практически ни в чем не уступающего богам и титанам, своими изобретательными подвигами, радостной отвагой, хитроумнейшими перевоплощениями и мудростью доказывающий юным читателям, что человек может гораздо больше, чем ему дано.
Басни мудреца Эзопа (6 в. до н.э.) азартно воспринимаются детьми, ибо предоставляют им возможность познания через игру. Охотно «превращаясь» в животных и птиц, цветы и вещие деревья, дети легко и весело вступают в схватку с собственным невежеством и ленью. Учатся шутя и играя одолевать чванство и жадность, самовосхищение и глупость, интуитивно развивая ассоциативно-аллюзорное мышление.
Интерес у множества поколений детей вызывали и вызывают Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, создававшиеся и совершенствующиеся на протяжении 12–14 вв. и получившие завершение в грандиозном романе Томаса Мэлори (1417–1471) Смерть Артура (1469). Для детей роман вышел в специальном издании, под названием Падение Камелота.
Не меньшей популярностью у юных читателей пользовалась создававшаяся в эпоху средневековья Легенда о Робин Гуде. Король Артур, Озерный рыцарь Ланселот и благородный разбойник Робин Гуд увлекали детское воображение.
17 в. характерен тем, что с первой его трети стали появляться творения, напрямую адресованные детям. Одним из пионеров детской литературы стал французский сказочник и философ Шарль Перро. В своих философских сочинениях – Параллели между древними и современниками он доказывал преимущества современной литературы перед «закостеневшими древними формами». Его лучшие сказки, изложенные языком образным, страстным и доступным детям, принесли ему мировую славу, гармонично сочетая острый сюжет, оригинальные характеры и притчевые подтексты. Сказки Золушка, Красная шапочка, Спящая красавица, Синяя борода не раз использовались в различных интерпретациях братьями Гримм, Андерсеном, Пушкиным и Ирвингом. В золотой фонд детской литературы вошел и сборник Перро Сказки матушки Гусыни.
Чешский просветитель, педагог и священник Ян Амос Коменский (1592–1670) опубликовал в 1658 иллюстрированную книгу Мир чувственных вещей в картинках, ставшую фактически первой детской энциклопедией 17–18 вв.
В 1712 была переведена на английский язык (а затем и на основные европейские и русский) книга арабских и персидских сказок Тысяча и одна ночь, среди которых особенную популярность завоевали Семь путешествий Синдбада-морехода, Приключения Алладина и Али-Баба и сорок разбойников. Имена главных героев этих сказок обрели в дальнейшем еще большую популярность благодаря многочисленным киноверсиям.
Книга Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль произвела на молодежь большое впечатление. Несмотря на многомерность этой ирреальной утопии, именно юношеская аудитория первой почувствовала ее загляд в будущее, жизнерадостное озорство и парадоксальность. Равно как и сатирическую мощь, азартно ниспровергавшую «незыблемость ортодоксального мышления».
Властителями умов как взрослых, так и детей стали две книги, вышедшие в Англии в первой трети 18 в. – Робинзон Крузо (1719) Даниэля Дефо и Путешествия Гулливера (1726) Джонатана Свифта.
Книга Дефо – своеобразная ода мужеству, находчивости и стойкости очень земному человеку. А фантастическая сатира Свифта стала одной из первых попыток преодоления привычного мышления. Если Робинзон Крузо всей сутью своего характера, судьбой и поступками являл для детей конкретный пример человеческих возможностей в экстремальных обстоятельствах, то приключения Гулливера взывали к постижению неведомых измерений.
Интерес к истории вызвали у детей и подростков романы Вальтера Скотта. Дети зачитывались его книгами, получая первое образное представление о Крестовых походах, красоте древнего Иерусалима, средневековых сражениях и рыцарских турнирах, властителях Востока и Запада. Читателей вдохновляли не только события и характеры героев романов Роб Рой (1818), Айвенго (1820), Квентин Дорвард (1823), Ричард Львиное сердце (1832), но и соперничество и взаимопроникновение европейской и азиатской культур.
Значительную лепту в детскую литературу внес немецкий писатель-философ, композитор и живописец Эрнест Теодор Амадей Гофман. Две причудливые сказки «удивительного немца» – Щелкунчик и Повелитель блох (1822) – стали эталонами детской классики, ошеломив детское воображение причудливыми сюжетными ходами и обворожительной мистикой.
Важную роль в становлении американской (а затем и всемирной) литературы, обращенной непосредственно к поколению молодых, сыграли книги Вашингтона Ирвинга (1771–1832) и Джеймса Фенимора Купера. Если В.Ирвинг покорял детские сердца неожиданными поворотами сюжетов, искрометным юмором и оригинальностью характеров героев своих новелл – Жених-призрак, Дом с привидениями – и уникальной личностью Рип Ван Винкля, а позже жизнеописанием судьбы Колумба (1828), то Фенимор Купер поражал воображение зримой достоверностью деталей и феноменальным знанием обычаев и быта индейских племен в серии книг о Кожаном Чулке, особенно в романах Пионеры (1823) и Последний из могикан (1826).
Бесценен вклад в мировую литературу для детей немецких сказочников-филологов братьев Гримм: Якоба и Вильгельма, сказки которых обрели мировую славу. Одна из главных заслуг братьев Гримм в том, что именно дети становятся главными героями их лучших сказок – Гензель и Гретель, Девочка безручка, Белочка и Розочка, Госпожа Метелица, Снегурочка, Иоридна и Иорингель, Двенадцать братьев, Умная Эльза. Якоб и Вильгельм одними из первых в мировой литературе чутко оценили и почувствовали своеобразие и тонкость детского мировосприятия, обостренную готовность вступать в борьбу за справедливость и жажду чудес. (Бременские музыканты, Боб, соломинка и уголек, Синяя свечка, Король-Дроздобород, Звездные талеры и др.).
Сказки Вильгельма Гауфа (1802–1827), пронизанные мудрой добротой, сочетают замысловатые сюжеты с привлекательными и цельными характерами персонажей, переплетением мистических загадок Востока с волшебством Запада, восхищая красотами Каира, Александрии и Багдада, тайнами дремучих Шпессартских лесов и чудесами древней Шотландии.
Вершиной литературы для детей (равно как и для взрослых) явилось творчество Ганса-Христиана Андерсена, чьи сказки – бесценное достояние всего человечества.
Английский писатель и математик Льюис Кэрролл (настоящее имя – Чарльз Лютвидж Доджсон) вошел в историю литературы, «держа подмышкой две книги» – Алису в стране чудес и Алису в Зазеркалье. Профессор математики Кэрролл любил познавать мир через игру. Крупнейший специалист в области математической логики, он зашифровал в каждой из своих книг виртуозные математические задачи.
Чарльз Диккенс – тончайший психолог и внимательный бытописатель, один из представителей романтического реализма, проводит своих юных, а подчас и совсем крохотных героев и героинь через долгую чреду мучительных невзгод, унижений, испытаний нищетой и голодом, физических и моральных оскорблений. Диккенс наделяет своих персонажей стойкостью и несгибаемым юмором, отзывчивыми душами и человеческими слабостями. (Приключения Оливера Твиста, (1838), Крошка Доррит (1857), Рождественские повести (1843–1846), Жизнь и приключения Никольса Никклби, мистическо-детективная повесть Большие надежды (1861), роман Давид Копперфильд (1850), ироничная, образная и досконально точная История Англии для юных.
Английского писателя Роберта Стивенсона по праву называют классиком приключенческого, остросюжетного романа. Его сочинения со множеством исторических подробностей оживляют как далекие рыцарские времена, так и захватывающие пиратские истории.
Экзотика сказок Вильгельма Гауфа получила продолжение в насыщенных приключениями книгах английского писателя Генри Хаггарда, снискавшего популярность у отроческой аудитории своими романами Дочь Монтесумы и особенно Копями царя Соломона (1885).
Мастером авантюрно-приключенческого жанра является «поэт бесстрашных ковбоев», англичанин Майн Рид (1818–1883), создавший галерею героев, завоевателей Дикого Запада. Открывая миры бескрайней Америки, он увлекал читателей не только захватывающими сюжетными перипетиями и роскошной флорой далекого континента, но и благородством и оригинальностью характеров своих героев, как белых, так и индейцев. Наибольшую славу принесли ему романы Охотники за скальпами (1851), Белый вождь, Квартеронка и Всадник без головы (1866).
В 1852 увидел свет антирасистский роман американской писательницы Бичер-Стоу Хижина дяди Тома (1852), вызвавший восторг у противников рабства и ярость у его сторонников. С первых дней своего появления на свет Хижина дяди Тома стала любимой книгой для детей и подростков.
Явлением в мире детской литературы стали три книги «чародейки самых возвышенных детских грез», английской писательницы Фрэнсис Хаджсон Бернетт (1849–1924). Пронизанные задушевной достоверностью, ее сочинения не только «пробуждают чувства добрые», но и дарят надежду для «униженных и оскорбленных» Маленький лорд Фаунтлерой (1887), Маленькая принцесса (1887) и Таинственный сад (1911), гимн стойкости и мужеству.
Заслуженную популярность обрели у юного читателя книги одного из зачинателей жанра тонкого психологического детектива, английского писателя Конан Дойла.
Любимыми героями малышей стали озорные персонажи Сказок дядюшки Римуса – плод фантазии американского писателя Джоэля Харриса (1848–1908). Герои его притчевых историй – веселые очеловеченные звери, чьи прообразы взяты из народных африканских сказок. Живое и яркое повествование ведется от лица старого негра дядюшки Римуса. Как правило, в центре новелл – остроумный и находчивый жизнелюб – Братец Кролик, главными соперниками и оппонентами которого чаще других оказываются хитроумный Братец Лис, неудачливый Братец Волк, раздумчивый Братец Лошадь, философствующий Братец Черепаха, практичный Братец Ёж или медлительный Братец Опоссум.
Одним из первых писателей-фантастов, определявших интересы и устремления молодого читателя, – Жюль Верн. Его книги – С Земли на Луну (1865), Дети капитана Гранта (1868), 2000 лье под водой (1870), Таинственный остров (1875) – во многом предвосхитили будущее, стали откровениями в области истории, географии и астрономии.
Особое место в формировании ассоциативно-познавательного мышления малышей занимают сочинения французского сказочника Э.Лабулэ (1811–1883) – яркие, эмоциональные сказки, воспевающие активное, действенное начало, взывающие к решительным поступкам. Лучшие из них – Зербино-нелюдим, Как петушок попал на крышу, Три пощечины.
Истоки феноменального успеха творчества Марка Твена (настоящее имя Самуэль Клеменс) следует искать в характерах и судьбах двух мальчишек, ставших «символом ребяческого жизнелюбия на все времена». (Приключения Тома Сойера (1876) и Приключения Гекльберри Финна (1885)). Столь же привлекательными и любимыми персонажами, как Том и Гек, стали для детей внешне необыкновенно похожие, но очень разные по характерам, нищий мальчик Том Кенти и английский принц, будущий король Эдуард VI, из романтической повести-сказки Принц и нищий (1880).
К изысканным сказкам относятся творения «фантастической экстравагантности англичанина», виртуозного писателя Оскара Уайлда, сказки, рассчитанные на развитых, образованных и тонко чувствующих детей. Его лучшие сказки пронизаны размышлениями о неумолимости судеб и множестве человеческих несовершенств. (Преданный друг, Великан-эгоист, Счастливый принц, Мальчик-звезда). А его озорная притча-причуда Кентервильское приведение фонтанирует радостным остроумием и парадоксальными ситуациями. Особенно известны два сборника сказок Уайльда Счастливый принц и Гранатовый домик (1888).
Певец первозданной природы Редьярд Киплинг подарил детям великолепного сына джунглей, бесстрашного мальчика Маугли, окружив его галереей друзей – диких животных, наделенных человеческими качествами. Книга джунглей (1894) и Вторая книга джунглей (1895) быстро завоевали любовь и признание читателей среди детей и взрослых. Вместе с Маугли участь любимцев-зверей разделили и герои притчевых сказок Киплинга. Любознательный Слоненок, Кошка, гулявшая сама по себе, Мотылек, который топнул ногой и гроза кобр, стремительный, как молния, мангуст из сказки Рикки-Тикки-Тави. Любимым чтением малышей стали еще два сборника сказок, стихов и притч Киплинга – Пэк с холмов и Награды фей.
В нач. 20 в. в Швеции появился новый герой детских сказок из книги Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями (1907), рожденной фантазией шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. В отличии от благородного самоотверженного Маугли, Нильс предстал перед читателями как существо весьма вздорное и корыстное. Лишь поплатившись за жестокую издевку над гномом и будучи превращен в беспомощное создание величиной с цыпленка, он начинает чувствовать чужую беду. Главными спасителями и друзьями Нильса становятся гусь Мартин и предводительница гусиной стаи мудрая и справедливая Акка Кнебекайзе. Чем дольше длится путешествие Нильса на диких гусях, чем больше многотрудных и смертельно опасных испытаний выпадает на его долю, тем мужественнее и самоотверженнее становятся его поступки. Снова стать человеком помогают Нильсу аисты, вороны и даже деревянная скульптура отважного моряка. В сочинении Свеча от Гроба Господня, состоящем из притчевых новелл об Иисусе Христе, Сельма Лагерлёф рассказала о детских летах Иисуса в новеллах Вифлеемский младенец, Бегство в Египет, В Назарете и В Храме.
Мир реально существующих животных, с их непростыми судьбами и любопытными характерами, мудростью и умением бескорыстно дружить с людьми, открыл детям канадский натуралист Э.Сетон-Томпсон, автор книги Дикие животные, как я их знаю (1898) и многих рассказов.
Продолжатель дела Сетона-Томпсона – английский зоолог и писатель Джеральд Малколм Даррелл (р. 1925). Организатор и участник научных экспедиций по спасению диких животных от поголовного истребления, он в 1958 создал зоосад на острове Джерси для животных, находящихся под угрозой полного уничтожения. Написал и выпустил ряд поэм в прозе, наполненных любовью, юмором и трогательным пониманием проблем выживания в беспощадном мире для беззащитных животных. Самые лучшие из них – Зоопарк в моем багаже, Земля шорохов, Поместье зверинец.
Английский инженер Хью Лофтинг, находясь на фронте во время Первой мировой войны, тосковал по своим детям. Однажды, в своих письмах к ним, придумал доктора Дулитла, который не только умело лечил животных, но превосходно умел с ними разговаривать. Лофтинг не только подробно описывал всех друзей и подопечных добрейшего доктора Дулитла, но и забавно изображал их на своих рисунках: обезьян, крокодилов, попугаев и фантастического Тяни-Толкая. У доктора Дулитла и его друзей были и враги – «кошмарные и злобные пираты». Когда Хью Лофтинг благополучно вернулся с войны, его выросшие дети показали письма и рисунки отца одному издателю. Тот заказал роман инженеру, Лифтинг принял заказ, и в 1920 появилась на свет История доктора Дулитла, ставшая бестселлером буквально через пару месяцев после публикации. Вслед за первой книгой вышло еще двенадцать. Российский писатель Корней Иванович Чуковский (прекрасно владевший английским языком) переработал и во многом перепридумал творения Лофтинга и написал книгу по мотивам Истории доктора Дулитла, которую назвал Доктор Айболит, а затем поэму с тем же названием.
Всемирным любимцем малышей стал благодушный медвежонок-сластена Винни-Пух, «изобретенный» английским писателем Александром Милном в 1926. После книги о Винни-Пухе появились сборники стихов Когда мы были малышами (1924), Теперь нам стало шесть (1927) и Домик в Пуховом уголке (1928), посвященные маленькому сыну Милна – Кристоферу Робину, а также книги Кролик-Король и Тайна тетушки Мэлкин.
Особое место среди сочинений, посвященных детям, занимает Дедушкино кресло (1841) – эксперимент американского писателя Натаниэля Готорна. Дедушкино кресло – первая их трех книг, задуманная как специальная История для детей, попытка представить исторические события эмоциональным, образным языком, рассчитанным на детское мировосприятие.
Летающий мальчик, Питер Пэн, который не хотел становиться взрослым, – персонаж английского писателя Джеймса Барри. Сначала, в 1904, он написал пьесу, которая в постановке Чарльза Фромана имела грандиозный зрительский успех. А вскоре на свет появилась книга: Питер Пэн и Венди (1906). Несмотря на большой коммерческий успех пьесы и книги о Питере Пэне, Джеймс Барри не стал богатым человеком. Все полученные доходы он отдал детской больнице в Лондоне. Не имея собственных детей, Джеймс Барри усыновил пятерых братьев, оставшихся сиротами. Вторая книга Барри, тоже пользовавшаяся большой читательской любовью, называлась Питер Пэн в Кенсингтонском саду (1911).
Элегантной воспитательнице – волшебнице Мэри Поппинс для полетов необходим был только зонтик, сотканный из множества разных нюансов, как и характер самой Мэри Поппинс, придуманной английской писательницей Памелой Трэверс (1906–1996). Мэри Поппинс – не просто мудрая и справедливая воспитательница, она еще и хорошо понимающая детей волшебница. Вопреки незыблемым правилам, она может устраивать для своих подопечных – Майкла и Джейн – ночной праздник в зоопарке. Или подарить встречу с древней старушкой, которая продает пряники с «настоящими звездами». Мэри не терпит грязнуль и невежд, прекрасно знает язык птиц и животных, заключает в клетку занудную гувернантку мисс Эндрю – мучительницу детей и зверей. Умеет помочь в трудную минуту. Появившись в 1934 в книге Мэри Поппинс, она по праву заняла свое место среди любимых детских персонажей. Затем последовали книги Мэри Поппинс возвращается, Мэри Поппинс в парке, Мэри Поппинс открывает дверь.
Британский писатель Кеннет Грэм (1859–1932) – автор книги Ветер в ивах (1908). Его герои – очеловеченные животные, проживающие на Речном Берегу: Водяная Крыса, Крот, Барсук отличаются интеллектом, а манеры их общения друг с другом подчас напоминают взаимоотношения аристократических героев пьес Оскара Уайльда. Что же касается главного персонажа Ветра в ивах, элегантного мистера Тоуда-Жабы, то в его характере сочетаются грациозный авантюризм с мудростью.
В 1900 вышла сказка американского писателя Лайма Фрэнка Баума (1856–1919) – Волшебник из страны Оз, имевшая оглушительный успех. Юные американцы пришли в восторг от находчивости девочки Дороти, которую ураган забросил из Канзаса в волшебную страну. Здесь судьба свела Дороти с невероятными друзьями: Железным Дровосеком, Трусливым Львом и очень Мудрым Чучелом. А в 1941, интерпретированная и переведенная на русский язык Александром Волковым, книга вышла в России под названием Волшебник Изумрудного города. Волков органично ввел в ткань повествования несколько новых персонажей и углубил некоторые характеры.
Особое место в детской литературе занимает Януш Корчак Гольдшмидт. В августе 1942 добровольно отправился со своими подопечными из «Дома сирот» в созданный фашистами концлагерь Треблинка. А через несколько дней вошел в газовую камеру, ведя за собой своих питомцев. По дороге на смерть Корчак держал на руках двух самых маленьких из детей и рассказывал им сказку. Сущность его таланта выражает книга Как любить ребенка (1918). Подлинным шедевром на все времена стала дилогия Король Матиуш I и Король Матиуш на безлюдном острове (1923).Среди других книг стоит выделить Банкротство юного Джека (1924), Когда я снова стану маленьким (1925), Кайтусь-волшебник (1935), Упрямый мальчик. Жизнь Л.Пастера (1938).
Среди тех редких писателей, кто творит для самых младших читателей, следует упомянуть тончайшего психолога, чьи книги расцвечены радостным юмором – английскую писательницу Энид Блайтон (1896–1968). Ее персонажи – забавные, трогательные и жизнелюбивые. Одним из любимых подарков для малышей стала книга Знаменитый утенок Тим. А из книг писательницы, рассчитанных на отроческий возраст, большим успехом пользуется Желтая книга фей, где сказка переплетается с фантастикой.
Англичанин Дональд Биссет (р. в 1911) создал мир коротких сказок, не только воплотил свои задумки в двух прославивших его книгах – Забытый день рождения и Путешествие по реке Времени, – но и осуществил телепостановки из лучших своих сказок. Будучи отличным художником, сам их оформил, поставил как изобретательный режиссер и даже сыграл в них с десяток небольших ролей. Он придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая – из Находчивого Крокодила. Зовут зверя Крококот. Любимый друг Дональда Биссета – тигренок Рррр, вместе с которым Дональд Биссет любит путешествовать по реке времени до конца Радуги. И так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр – Вреднюги с именами Нельзя, Несмей и Стыдись.
Выдающийся писатель 20 в. – Джон Рональд Роуэл Толкиен, даровавший нам ни с чем не сравнимый толкиеновский мир. Благодаря редчайшему литературному таланту писателя-пророка, подкрепленного знаниями выдающегося филолога и полиглота, профессор Оксфордского университета Толкиен своим творчеством осветил для пытливого юношества манящие пути в иные измерения.
Сначала в 1937 появился Хоббит – своеобразная прелюдия, хотя при этом и самостоятельное произведение, приглашение в великий роман – Властелин Колец. В своем окончательном варианте он вышел в 1955 и принес Толкиену мировую славу. Сам Толкиен сказал: «В некотором смысле эта история и вся связанная с нею мифология могут оказаться правдой… Ведь каждый писатель, создающий вторичный мир, желает в какой-то мере быть настоящим творцом. А мир его фантазий, возможно, действительно помогает украшению и многократному обогащению реального мироздания».
Вернейшем другом Дж.Р.Р.Толкиена был филолог, специалист по средневековью, профессор Кэмбриджского университета, религиозный мыслитель и писатель Клайв Стейплз Льюис. Он создал свой, особый мир, запечатленный в Хрониках страны Нарнии (с 1950 по 1956). В Хроники вошли – Племянник мага, Лев, колдунья и платяной шкаф, Конь и его мальчик, Принц Каспин, Покорители зари, Серебряное кресло и Последняя битва.
Любимой дошколятами стала сказка Льюиса Лев, колдунья и платяной шкаф (1953). Он начал ее в 1939, когда на Англию напал Гитлер. Не случайно над сказочной страной Нарнией властвует злобная Белая Колдунья, ненавидящая правду, уничтожающая природу и всех, кто выступает на защиту слабых и обездоленных. Льюису хотелось, чтобы, прочитав его сказку, малыши (а писатель посвятил ее шестилетней племяннице Люси) уверились в неизбежности победы Добра и Справедливости, представленных в сказке несущим свет и солнце Львом Эсланом (своеобразной ипостасью Иисуса Христа). Но для торжества победы светлых сил необходимо, чтобы «за одним столом собрались и начали править страной четыре дитя человеческих: Король Благородства, Король Смелости, Королева Доброты и Королева Самоотверженности…».
«Волшебница из Швеции», Астрид Линдгрен (1907–2000) подарила своим читателям огненно-рыжую девочку, чье щедрое сердце способно согреть и укрыть от беды любого малыша, которая легко поднимает лошадь, а ее находчивости, смелости и отваге могут позавидовать самые прославленные герои. Имя «Извергающей Радость», той, «которая считает, что взрослым никогда не бывает весело», – Пеппи Длинный чулок. (1945). А спустя десять лет появился Карлсон. Книга Малыш и Карлсон, который живет на крыше (1955) стала откровением для детей. Среди присужденных Линдгрен литературных наград – Медаль Нильса Хольгерссона (героя сказки Сельмы Лагерлёф), медаль Андерсена и медаль Льва Толстого. Всю жизнь она писала для детей. Кроме Карлсона и Пеппи Длинный чулок создала трилогию о неутомимом Эмиле из Лённинберги (1963, 1966, 1970), повесть-сказку о поэтическом Буссе – Мио, мой Мио (1954), романтическую историю о фантазере Суперсыщик Кале Блумквист (1946), сагу о дружбе девочки и мальчика, побеждающей вражду их родителей – Ронья – дочь разбойника (1982). И еще множество глубоких, раздумчивых и мудрых книг, пронизанных юмором и светлой печалью.
Скандинавия даровала миру и другую выдающуюся детскую писательницу и художницу – Туве Янссон (1914–2001), «маму» муми-троллей. Муми-тролли нежны и задумчивы, ходят на двух ногах (лапах), очень любят философствовать. Творчество Туве Янсон, финляндской писательницы, пишущей на шведском языке, как и у Астрид Линдгрен, полностью посвящено детям.
Туве Янссон присуждены две знаменитые медали – Ганса-Христиана Андерсена и Нильса Хольгерссона. Книги Янссон можно разделить по возрастным читательским категориям. Самым маленьким посвящены Маленькие тролли и большое наводнение (1945), Комета прилетает (1946), и Шляпа волшебника (1949). В них превалирует тяга к новому, таинственному и волшебному. Для более старших предназначены Мемуары папы Муми-Тролля (1950), Опасное лето (1954) и Волшебная зима (1957). Здесь предпочтение отдается тонкому изобретательству и надежному строительству. Ну, а детям среднего школьного возраста адресованы Дитя-невидимка (1962) и Папа и море (1965). Тут на первом месте – защита слабых и интерес к неведомым силам природы. А в истории В конце ноября (1970) ненавязчиво и поэтично воспеваются самостоятельность и любовь к свободе. Полны приключений книги для подростков Жуткое путешествие (1977) и Мошенники в доме муми-троллей (1980). Муми-троллям редко отказывает удивительное благоразумие, невозмутимость и терпение. Даже в экстремальных ситуациях, к примеру, когда Земле грозит гибель, мама Мумии-Тролля спокойно и вдумчиво печет пирог. Туве Янссон убеждена, что «в книге для детей всегда должно оставаться что-то необъясненным, недоговоренным и ничем не проиллюстрированным». Своим любимым героем она называет Снусмумрика – самоотверженного романтика, главная мечта которого – «быть всегда свободным в своих делах и поступках. Уходить и возвращаться, когда захочется…».
Детской классикой стали полные задористого юмора сказки и поэмы «солнечного итальянца» Джанни Родари (1920–1980). Особенно любимы малышами Поезд стихов (1960) и Чипполино (1951). Герой этой сказки – бесстрашный, темпераментный Чипполино (мальчишка-луковица), с неизменным успехом поселился на кино- и телеэкранах, на театральных подмостках. Не отстает от Чипполино и обладатель чудесного голоса, смельчак Джельсамино из остросюжетной сказки-притчи Джельсамино в стране лжецов. Не ослабевает интерес юных читателей к фантастической сказке Путешествие голубой стрелы (1952).
Книга детского писателя Джеймса Крюса (1926–1999) Тим Талер или проданный смех (1962) заняла место среди лучших книг в библиотеке для детей и юношества. Эта философская притча привлекательна в первую очередь двумя главными героями. Мальчик-сирота – Тим Талер – обладает уникальным заразительным смехом, способным наградить безудержной радостью любого человека. А противостоит озорному мальчику мрачный богач в клетчатом костюме – Треч. Или, если читать наоборот, – Черт, мечтающий заполучить смех Тима. За божественный дар Тима и разворачивается долгая, полная неожиданных поворотов схватка, держащая читателя в напряжении до конца книги.
Главным героем, увенчавшим 20 в. детской литературы и перешагнувшим в 21, стал мальчик-волшебник – Гарри Поттер, сотворенный фантазией английской учительницы Джоан К. Ролинг. Первая книга Гарри Поттер и философский камень вышла в 1997, на русском языке появилась в 2001. Одна за другой выходили следующие книги – Гарри Поттер и тайная комната, Гарри Поттер и узник Азкабана, Гарри Поттер и кубок огня (2002) и Гарри Поттер и орден Феникса (2003).
Перечисляя творения лучших детских писателей, чьи работы переведены на русский язык, нельзя не упомянуть (пусть предельно кратко) имена художников, иллюстрировавших выпущенные у нас книги.
Французский график Гюстав Доре (1832–1883) иллюстрировал сказки Шарля Перро, а также адаптированные специально для детей книги Франсуа Рабле – Гаргантюа и Пантагрюэль и Дон Кихота Сервантеса. Виртуозны рисунки Обри Бёрдслея (1872–1898) к роману Томаса Мэлори Смерть Артура и сказкам О.Уайльда. Самобытны иллюстрации немецких художников Ф.Грот-Иогана и Р.Лейтвебера к сказкам их современников братьев Гримм. Ни с кем не спутаешь фантастических гоблинов, воздушных принцесс и черные кривые деревья американского художника А.Рэкема (1867–1939), чьи иллюстрации можно увидеть и в Питере Пэне Джеймса Барри, и в книге Кеннета Грэма Ветер в ивах, и опять же в сказках братьев Гримм. Оформлял Рэкем и Алису в стране чудес, а также Алису в Зазеркалье Льюиса Кэрролла. В творческом решении уникальных персонажей Алисы с Рэкемом могут посоревноваться и современник Льюиса Кэрролла англичанин Д.Тонниел, и наш соотечественник Г.Калиновский. Наконец, и сам Льюис Кэрролл – первый оформитель своих сказок.
Иллюстраторами своих творений были Редьярд Киплинг (Книга сказок), Дональд Биссет (Забытый день рождения), Туве Янсон (все книги о Мумии-Троллях), Хью Лофтинг (История доктора Дулитла). Несколько книг Г.Х.Андерсена и его Сказка моей жизни проиллюстрированы современниками Андерсена Г.Тегнером и В.Педерсеном. Самобытно оформлена книга сказок Вильгельма Гауфа (вышедшая в 1998) немецкими художниками Ф.Вебером и Л.Бургером.
Детская литература России.
Отсчет лучших произведений российских писателей, обращенных к детям и юношеству, из тех, что обрели мировую известность, следует вести с первой трети 19 в.
Одним из первых «маленьких шедевров», выдержавших испытание временем, стала сказка-притча Черная курица, или Подземные жители (1829) Антония Погорельского (Алексея Петровского, 1787–1836). Главная идея сказки остается актуальна и в 21 в. Разве много найдется детей, кто отказался бы, не шевельнув пальцем и ни разу не заглянув ни в одну из мудрых книг (тем более в учебники), ежедневно получать восторженные похвалы от учителей «за феноменальные знания»? То есть иметь то, что пожелал герой сказки Алеша – «Не учившись, всегда знать урок. И даже тот, который мне не задавали». Черную курицу Погорельский написал для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал известным русским поэтом – Алексеем Константиновичем Толстым.
Петр Ершов прославился как автор одного, но весьма замечательного и оригинального сочинения для детей – сказки Конек-горбунок, основанной на сочетании элементов народных сказок.
Александр Сергеевич Пушкин адресовал и молодому поколению свою поэму Руслан и Людмила (1820) и несколько притчевых сказок. Лукавую и насмешливую Сказку о царе Салтане (1830), лирическую и проникновенно-трепетную Сказку о мертвой царевне и семи богатырях, озорно и беспощадно высмеивающую претензии на безграничную власть, холуйскую покорность и дремучую зависть Сказку о рыбаке и рыбке (1830).
Всего лишь одну сказку – Ашик-Кериб (1837) посвятил детям Михаил Лермонтов – своеобразную притчу, где одним из главных героев оказывается святой для мусульман Хадрилиаз, он же Святой Георгий для православных христиан.
Лев Толстой обратился к подросткам и юношеству с трилогией Детство (1852), Отрочество (1854) и Юность (1856), а также написал немало сказок, в том числе Три медведя и Маша и Два друга.
Антон Павлович Чехов писал скорее о детях, чем для детей. Однако его сочинения о детских характерах пользуются успехом не только у взрослых, но и у их чад. К таковым относится трогательный рассказ Детвора (1886), полная иронии история об «отважных» искателях приключений, пытающихся бежать в Америку гимназистах из рассказа Мальчики (1887), новелла Беглец (1887) о незадачливом деревенском парнишке Пашке, пронзительная повесть Каштанка (1887).
Открытиями для педагогов-психологов стали повести Н.Г.Гарина-Михайловского (1852–1906) о «метаниях мальчишеской души» – Детство Тёмы (1892) и Гимназисты (1893), в которых уже известный географ и отважный инженер-путеец обнаружил писательский талант.
Сказки Алексея Михайловича Ремизова из книги Посолонь (1906) должны рассказываться ребенку «на сон». Постепенно действие перемещается из реальности в зазеркалье сна, где разгуливают и Котофей Котофеевич, и Копоул Копоулыч, и Алалей, и Ведмедушка. Но детям не страшно в дебрях этих сказок, а отрадно, интересно и радостно.
Среди малышей нач. 20 в. популярностью пользовались стихи, проза и сказки Саши Чёрного. Детям нравились его лихие считалки, парадоксальные шарады и короткие стихи – Приставалка, Когда никого нет дома, Индюк, Кто, Храбрецы. Особенный интерес вызывала повесть Дневник фокса Микки – остроумные философские воззрения и откровения пёсика Микки, весьма саркастически относящегося к своим хозяевам.
Фантаст-мистик Александр Грин вопреки превратностям судьбы, тюрьме, ссылке, травле, нищете и непониманию, создал мир, которого не найти ни на одной карте. «Блистающие миры» Грина нашли горячий отзвук во множестве молодых сердец. Среди его сочинений особенно популярны романы Алые паруса (1923), Бегущая по волнам (1928), Дорога никуда (1928), Золотая цепь, Джесси и Моргана.
Сказка Алексея Толстого Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936), поводом для создания которой стала история деревянного человечка Пиннокио, придуманная итальянцем Коллоди, стала любимой книгой для многих поколений юных россиян. Толстой значительно углубил и разнообразил характер главного героя, создав обаятельный сплав мальчишеских устремлений, ярких и неугомонных. Бесстрашный Буратино, начав свое путешествие по сценам многочисленных детских и кукольных театров тогдашнего Советского Союза, продолжает триумфальный поход уже и по кино- и телеэкранам. Алексей Толстой писал для детей весело, ярко и самозабвенно. Малышам и подросткам посвящены циклы его Русалочьих сказок и Солнечных песен (1909), Сорочьи сказки (1910), среди которых стоит выделить сказку про бандитствующего рыжего кота Хама и забаву Прожорливый башмак. В золотой фонд российской литературы для детей вошла и повесть А.Толстого Детство Никиты (1922).
Сборник сказочных притч Малахитовая шкатулка (1939) Павла Петровича Бажова – книга, что привораживает к «певучим тайнам и тихой красоте Земли российской». Главная героиня Малахитовой шкатулки –Хозяйка Медной горы – существо фантастическое, олицетворяющее Созидательную Первозданную Природу и одновременно ее хранительницу. Помогает Хозяйка Медной Горы лишь людям-творцам, таким, как скульптор-самородок Данила-мастер – талантливый и чуткий до «всякого трепетного листочка и травинки», создающий в недрах царства Хозяйки Медной Горы Каменный Цветок «дивной красоты». Малахитовая шкатулка – одна из тех книг, чья поэтика тонко и ненавязчиво помогает заронить в детские души потребность созвучия прекрасному.
Детям адресованы философски-поэтические сборники рассказов и зарисовок Михаила Пришвина В краю непуганых птиц (1905), Родники Берендея (1926) и Зеленый шум (1949).
Виталий Бианки, создатель Лесной газеты на каждый год, а также Детского клуба Колумбов посвятил ребятам немало сочинений. Среди которых – повесть Одинец (1932), главный герой которой – могучий лось – умудряется перехитрить команду опытных охотников.
Борис Степанович Житков писал исключительно для детей. Путешественник, владевший множеством профессий, знаток нескольких европейских языков, «умелец с золотыми руками и несгибаемой волей» пришел в литературу человеком сложившимся. Тончайший психолог и эрудит, он никогда не заигрывал с детьми, разговаривая с ними на равных. А вот животные из его рассказов, будь то умные слоны, проворные тигры, обаятельные обезьяны или отважные мангусты, в чем-то обязательно схожи с любопытными детьми. Житков начал со сборника Злое море (1924), в котором особенно удались рассказы Коржик Дмитрий и Мэри. Затем последовали Морские истории (1927), Рассказы о животных (1935) и Пароход (1935), написанные лаконичным, образным языком. Здесь и малоизвестные далекие азиатские страны, и колорит неведомых континентов, где обитают экзотические птицы и рыбы, и рассказы о традициях мореходов. Венцом творчества Житкова стала его повесть-энциклопедия для детей Что я видел (1939), вышедшая уже после его смерти.
Даниил Хармс, первый российский поэт-абсурдист, чьи авангардистские стихи и прозу с восторгом приняла детская аудитория. Произведения Хармса публиковались в детских журналах «Ёж» и «Еж». Особый успех выпал на долю стихотворения Иван Иванович Самовар, рассказа Озорная пробка и феерической истории О том, как Панкин Колька летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. Даниил Хармс, обладавший уникальным чувством юмора, в 1929 выпустил сборник стихов для детей Во-первых и во-вторых. Затем – книгу под названием Игра (1930). В 1931 вышел еще один сборник стихов для малышей и подростков – Миллион. В 1933 особенно популярными среди детей была серия его абсурдистских рассказов о профессоре-мистификаторе Трубочкине.
Одним из самых значимых и талантливых писателей 1920–1940-х, чье творчество было безраздельно посвящено детям и юношеству, был Аркадий Гайдар. С 15 лет прошедший мясорубку гражданской войны, а затем долго и мучительно осознававший несоответствие провозглашаемых коммунистических идеалов советской действительности, он увидел и воссоздал в своих повестях и рассказах галерею юных романтиков, цельных и чистых душой, возвышенных в своих устремлениях, со всеми достоинствами и несовершенствами. Таков наивный Димка из РВС (1926), трепетный Сережа из Судьбы барабанщика (1939), трогательный Мальчиш-Кибальчиш, самоотверженный Тимур и его друзья из Тимура и его команды (1941); совсем еще маленькие, но уже отважные и гордые Чук и Гек из одноименной повести (1939), непосредственная девочка Светлана и «любитель малины и пряников» малыш Федор из рассказа Голубая чашка (1936) и др.
Сатирик Михаил Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов – Самое главное (1940). «На примерах из личного опыта» он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям, не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры – Елка, Не надо врать, Галоши и мороженое. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни.
Писал для детей и Андрей Платонов (Сборник сказок под общим названием Волшебное кольцо (1970)). Вышедшие из печати почти через двадцать лет после смерти автора, в отличие от его сложнейшей философской прозы, сказки Платонова лучезарно-прозрачны, доступны для детского восприятия и захватывающе-интересны. (Чудесный мальчик, Умная внучка и др.) В заново осмысленных известных сказочных сюжетах действуют знакомые персонажи, неожиданно преображаясь: будь то бесстрашный Иван из сказки Иван Чудо, с невозмутимым спокойствием и затаенным юмором встречающий беды, или приятели Солдат и Дурак из полной неожиданных поворотов сказки Солдат и Царица.
Детство нескольких поколений невозможно представить без творчества Самуила Маршака, без его поэм, стихов, песен, лимериков, загадок и считалок, мудрых и озорных пьес, великолепных переводов английских и шотландских баллад, эпиграмм и сонетов. В 1917 он заведовал секцией детских домов, в 1922 создал первый детский театр в Краснодаре, в 1924 по его инициативе был создан детский журнал «Новый Робинзон», был душой и «одним из опорных столпов» журналов «Чиж» и «Еж», организовал и развивал уникальное издательство Детгиз (1924–1937). Такие стихи Маршака, как Детки в клетке (1923), Вот какой рассеянный (1924), Сказка о глупом мышонке, Веселая азбука (1925), Багаж знал наизусть практически каждый малыш. Ребята постарше с восторгом декламировали знаменитую Почту и Мистера Твистера. Праздником для детей стали пьесы Маршака: Теремок (1925) и Кошкин дом для самых маленьких, лирическая мудрая сказка Двенадцать месяцев (1943), искрящаяся юмором комедия-притча Горя бояться – счастья не видать (1959), философская пьеса «для детей среднего и старшего школьного возраста» Умные вещи (1962).
Корней Чуковский был не только доктором филологии, прекрасным переводчиком с английского, автором работ о Некрасове и Чехове, литературным критиком, но и феноменальным знатоком детской психологии и детским поэтом. Первую сказку в стихах – Крокодил (1916) он написал, когда ему было 34 года. Насыщенные остроумными приключениями, поэмы-сказки Чуковского легко, весело и доверчиво принимаются детьми, потому что напоминают им захватывающие игры, где о самых важных и серьезных вещах всегда говорится в шутливой манере. Будь то Мойдодыр (1923), Муха-Цокотуха или Чудо-дерево, ставшие классикой детской поэзии, или стихотворные каламбуры Путаница или Телефон (1926). Одной из первых «космических одиссей» стала его поэма Бибигон». Ненавязчиво и тонко подводит Чуковский своих читателей к великому благу – умению прощать. Прощать не только нерадивых грязнуль, подобных Федоре (Федорино горе), но даже столь откровенных злодеев, как Бармалей из поэмы Айболит. Поводом для родительских размышлений стала одна из самых знаменитых книг Чуковского – От 2 до 5.
Агния Барто была одним из самых популярных детских поэтов, ее произведения издавались большими тиражами, входили в хрестоматии.
Сергей Михалков известен детям прежде всего как автор стихов Дядя Степа, А что у вас, Про мимозу, переложением английской народной сказки Три поросенка и др.
Юрий Коваль – создатель пронзительной прозы, образцом которой стал Чистый Двор – поэтический гимн русской деревне. Юрий Коваль был не только писателем, но и прекрасным живописцем, автором российских пейзажей, портретов друзей, деревянных скульптур, причудливых эмалей. В содружестве с художницей Мавриной он создал чудо-книжки для малышей – Стеклянный пруд, Снег, Жеребенок, Журавли, Заячьи тропы. Лаконична и сдержанна наполненная драматическими предчувствиями повесть Алый (1968) о верном псе-пограничнике, неповторима прозаическая ода Самая легкая в мире лодка (1984) о путешествии в мир негромких красок и звуков, полны фантастических и звонких видений Полынные сказки, фееричен и переполнен буйной радостью пародийно-приключенческий роман для подростков Сэр Суер-Выер, захватывающе-ироничен роман Пять похищенных монахов, полна озорным юмором и непредсказуемыми поворотами сюжета повесть-заморочка Шамейка – Королева кошек и др. Из книг Юрия Коваля можно составить библиотеку для читателей, любящих практически все жанры.
Востоковед Кир Булычев (И.В.Можейко, 1934–2002) – любимый фантаст миллионов подростков, для которых Гостья из будущего (1966) – любознательная и отважная девочка Алиса Селезнева – стала созвучной кэрролловской Алисе. Интерес к приключениям Алисы из книг Девочка с Земли, Сто лет тому вперед, Миллион приключений, Непоседа, Пленники астероида не ослабевает. Появившись впервые в рассказе Девочка, с которой ничего не случится в 1965, Алиса Селезнева продолжает свое шествие не только по России, но и по многим европейским странам и Японии. Главные причины успеха книг о космических приключениях Алисы – не только в привлекательном характере героини, но и в мастерски построенных характерах других персонажей, а также образном авторском языке, изобретательности сюжетных поворотов и эрудиции создателя приключений. Кир Булычев не только писатель, но и историк, образно и увлеченно рассказывающий молодым поколениям о неразрывности завтрашних дней с далеким прошлым – 7 и 37 чудес (1983), Тайны Средневековья (2001). С тонким юмором, живо и увлеченно повествует он о Чаше Грааля и родине короля Артура, о тайне Колумба и крестовом походе детей.
Уже в первой книге веселых рассказов Виктора Голявкина Тетрадки под дождем (1959) он заявил о себе как о мастере очень короткого, но емкого по глубине, а главное, остроумного рассказа. Писать для детей Голявкин начал «потому что рамки взрослой литературы оказались слишком узкими». Так «чугунная советская цензура» невольно подарила детям еще одного замечательного писателя, «разделившего участь и путь Маршака и Чуковского». В начале 1960-х вышли три повести Голявкина – Мой добрый папа, Полосы на окнах и Рисунки на асфальте, написанные с точки зрения мальчишки, пережившего войну хотя и в тылу, но испытавшего «на собственной шкуре ее звериный оскал». Каждая повесть – маленький шедевр, смешной, трогательный и трагический. В частности, высокое признание повесть Мой добрый папа получила не только у нас в стране, но в Польше и Японии. В сборниках рассказов Обыкновенные дела и Наши с Вовкой разговоры Голявкин смотрит на мир глазами неугомонных мальчишек, «поющих жизни ликование». Для старшеклассников откровением стал лирический роман Арфа и бокс (1962).
Поэт и писатель Борис Заходер – писал как для самых маленьких, так и почти взрослых детей. Помимо оригинальных сказок, поэм и стихов, он создал считалки, ворчалки и пыхтелки. Самые известные и любимые детьми сборники стихов, сказок, приговорок и лимериков Бориса Заходера: Морской бой (1950), Диковинные звери, Никто и другие (1958), Мартышкин дом, микроэнциклопедия о зверях, птицах и рыбах – Мохнатая азбука. Уникальны сборник ассоциативных сравнений Кто на кого похож (1960), книги В моей Вообразили, Остров Гдетотам, Почему деревья не ходят. Заходеру дети обязаны лучшими переводами стихов из сказок о Винни-Пухе, Алисы из страны чудес, о Питере Пэне и Мэри Поппинс.
Радий Погодин (1925–1992) – писатель лирического дарования. Его Дубравка из одноименного рассказа (1962), девочка-подросток в предчувствии первой любви нетерпима к малейшей фальши, а Верка-певунья из повести Ожидание (1964) живет, будто с содранной кожей. Его перу принадлежат Мороз (1954), Муравьиное масло (1958), Рассказы о веселых людях и хорошей погоде (1961), Кирпичные острова (1965), Осенние перелеты (1972), Лазуревым петухом (1986) и др.
Все сказки, стихи и крохотные философские размышления писателя Сергея Козлова (р.1957) посвящаются самым маленьким. А значит, во многом – их родителям, дедушкам и бабушкам, читающим для них. Ежик в тумане принес Сергею Козлову мировую известность, в первую очередь, благодаря уникальному таланту режиссера мультфильма Юрия Норштейна. Но не меньшая «доля вины» успеха истории о Ежике-философе принадлежит и его непосредственному создателю Сергею Козлову. Под стать Ежику и два его неизменных, мечтательных друга – Заяц и Медвежонок. Из сказок – Шотландская баллада (1968), Давно бы так, Заяц (1973), Сны (1986). Подарком для малышей стал (выходящий уже третий раз) расширенный и дополненный сборник сказок Сергея Козлова Лунная дорожка (2004), а также книжка-малышка Азбука (2002) и сборник стихов Солнышко (2003).
Константин Сергиенко (1937–1996), писатель-романтик, с эмоциональной заразительностью сумевший выразить восторг первой любви. Такова его героиня – пятнадцатилетняя Маша из повести Дни поздней осени (1983). Девочка, зримо взрослеющая с каждой страницей своего дневника, на исповедальных листах которого страдает и ликует ее душа, мечась между надеждой, мечтами и отчаянием.
Самой знаменитой книгой Константина Сергиенко стала повесть о брошенных собаках До свидания овраг. Драматическая судьба братьев наших меньших, которых приютил у себя на груди Дядюшка овраг, взволновала миллионы ребячьих сердец. Книга пережила множество переизданий и обрела новую жизнь в мультфильмах и инсценировках, идущих на сценах детских театров. В 1998 повесть вновь вышла под одной обложкой с тремя работами – Картонное сердце, Фарфоровая голова и Жизнь на крышах. Захватывающая историческая легенда Белый рондель (1983) имела особенный успех у старшеклассников. Не меньшей популярностью пользовалась и повесть Сергиенко (историка по первому образованию) Дом на горе (1985), рассказывающая о трудных судьбах детей, живущих в интернате. Еще одной вершиной его творчества стала повесть Самый счастливый день (1990) о прекрасной и драматической любви старшеклассницы и молодого учителя литературы.
Эдуард Успенский (р. 1937) сейчас наиболее известный писатель у российской детворы. Крокодил Гена, кот Матроскин, пытливый мальчик Дядя Федор, пес Шарик и почтальон Печкин известны в каждом доме, где есть дети. А Чебурашка стал международным любимцем. Главные герои Успенского очень любят жить в деревне Простоквашино. А мальчик Митя чувствует себя как рыба в воде, оказавшись в сказке Вниз по волшебной речке (1979), рядом с кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, в то время, как девочка Таня с удовольствием знакомится с существами, похожими на современных крохотных гномов в сказке-притче Гарантийные человечки (1976). Истории о Крокодиле Гене и его друзьях впервые появились в 1975. Благодаря многочисленным продолжениям и десяткам мультфильмов из этой сказочной серии, стали знаменитыми не только добрейший Крокодил Гена и обаятельнейший Чебурашка, но и зловредная старуха Шапокляк. В каждой из своих новых книг Успенский с юмором касается животрепещущих тем и проблем. Будь то Бизнес Крокодила Гены (1999), Грамота (2000), Новые порядки в Простоквашино (2001), Следствие ведут колобки (1998), Колобки идут по следу (2001), Приведение в Простоквашино (2002). Как правило, новые светлые и пытливые герои, появляющиеся в творениях Успенского, становятся в один ряд с главными любимцами детворы. Таким стал и Камнегрыз – инопланетянин из последней книги Таинственный гость из космоса (2004).
В заключении нельзя не упомянуть лучших отечественных художников-иллюстраторов, по праву делящих детское признание и восхищение с авторами вышеупомянутых книг.
Среди них – А.Конашевич – лучший оформитель сказок и поэм С.Маршака и К.Чуковского. Татьяна Маврина, В.Сутеев, фантасмагорический В.Пивоваров, Вера Павлова, чей российский примитивизм достиг своего апогея в оформлении легендарной ремизовской Посолони, Г.Калиновский – блистательный график, особенно тонко и саркастично выразивший свое мировосприятие в оформлении Алисы в Зазеркалье и первых книгах Э.Успенского. Евгений Монин – великолепный мастер и проработчик энциклопедически точных деталей колорита разных стран и эпох. Михаил Ромадин – иллюстратор платоновских сказок, где превалируют великолепные мотивы русской иконописи, тончайшие «кружевные графики» Г.А.В.Трауготы, с виртуозностью оформившие множество изданий Андерсена и Льюиса. Виктор Чижиков, поэтичная Ольга Кондакова, прославившаяся оформлением книги сказок братьев Гримм Золотой гусь, вычурно-воздушный Борис Дидоров, всемирно известный Геннадий Спирин, известный оформлением сказок А.С.Пушкина, Щелкунчика Гофмана, Носа Н.В.Гоголя, народной сказки По щучьему велению и даже сказок певицы Мадонны.
Наконец, два последних открытия на стыке 20 и 21 вв.: К.Челушкин – проникающий в самую суть магических притч-сказаний Дж.Р.Р.Толкиена, и сказочный импровизатор-живописец Владислав Ерко, превративший в многомерные шедевры Снежную Королеву Андерсена и Три сказки Альбиона.
Александр Кузнецов
Кэррол Л. Алиса в стране чудес. Алиса в зазеркалье. Наука, М., 1978
Хармс Д. Полет в небеса. Стихотворения. Проза. Драма. Письма. Сов. Писатель, 1988
Ремизов А. Посолонь. Изд-во Лимбаха, Спб, 1996
Черный Саша. Мои собачьи мысли. М., Глобус, 2003
Киплинг Р. Ваш покорный слуга пес Берк. М., Глобус, 2003
Антология мировой детской литературы в 8 т. М., Аванта-плюс, 2003-2004
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»