ЙИТС, УИЛЬЯМ БАТЛЕР
ЙЕЙТС, УИЛЬЯМ БАТЛЕР (Yeats, William Butler) (1865–1939), ирландский поэт, драматург, критик; деятель национально-освободительного движения. Один из величайших поэтов 20 в.
Родился в Сэндимаунте (предместье Дублина) 13 июня 1865. Его отец, Джон Батлер Йейтс (1839–1922), был известным художником, членом Королевской Ирландской академии; мать – дочь купца из портового города Слайго на западном побережье Ирландии. В 1868 Йейтсы переехали в Лондон, где родились младшие дети – два сына и дочь. Там юный Йейтс посещал Годолфин-Скул. По возвращении в 1880 в Ирландию продолжил обучение в дублинской школе Эразма Смита, а затем в Столичной художественной школе и художественном училище при Королевской Ирландской академии. Именно тогда в нем зародился интерес к восточным религиям и оккультизму. Около 1886 Йейтс завершает образование, решив посвятить себя целиком литературному творчеству.
Еще до очередного переезда в Лондон в 1887 Йейтс начинает печататься в ирландских журналах. Первая публикация появилась в мартовском номере журнала Дублинского университета за 1885 – стихотворения Песнь фей (Song of the Faeries) и Голоса (Voices). В течение последующих полутора лет там же и в «Ирландском камельке» («The Irish Fireside») увидело свет немало поэтических произведений Йейтса. Драматическая поэма Мосада (Mosada) в трех сценах вышла в 1886 отдельной книгой. В Лондоне Йейтс работал над составлением сборника ирландских народных сказок, опубликованного в 1888 под названием Волшебные и народные сказки ирландских крестьян (Faery and Folk Tales of the Irish Peasantry), и над первым стихотворным сборником Странствия Ойсина (The Wanderings of Oisin and Other Poems, 1889). В 1891 вышел его двухтомник Образцовые ирландские предания (Representative Irish Tales). В те же годы Йейтс ярко проявил себя в деле ирландского национального возрождения, участвовал в создании обществ, призванных популяризировать старую и новую ирландскую литературу. Он участвовал в патриотических начинаниях, вступал в революционную организацию Ирландское литературное братство (1896).
Йейтс завел дружеские связи со многими литераторами, в том числе с У.Моррисом, У.Э.Хенли, А.Саймонзом, Л.Джонсоном и Э.Даусоном; с некоторыми из них он создал «Клуб стихотворцев». Печатались эти литераторы в основном в журналах «Желтая книга» и «Нэшнл обсервер», издаваемом Хенли. В 1893 выходят Кельтские сумерки (The Celtic Twilight) – первая книга Йейтса; в 1894 – Страна, желанная сердцу (The Land of Heart's Desire), возможно, самая известная из его пьес; в 1895 – сборник Стихотворения (Poems), где представлены лучшие стихи, а также ранняя стихотворная драма Графиня Кэтлин (The Countess Cathleen, 1892) и Страна, желанная сердцу – обе основательно переработанные. Выходом сборника рассказов Тайная роза (The Secret Rose) и избранных эзотерических эссе Десять заповедей и Поклонение волхвов (The Tables of the Law and the Adoration of the Magi) ознаменовался год 1897.
В 1897 зародилась идея создания ирландского национального театра. Его основатели – Йейтс, Э.Мартин, леди Августа Грегори и Дж.Мур – сыграли важную роль в деле возрождения ирландского искусства и литературы, известного как Ирландское Возрождение. Спектаклем по пьесе Йейтса Графиня Кэтлин 8 мая 1899 открылся Ирландский Литературный театр. В 1904 его коллектив приобрел дублинский Театр Аббатства.
Последующие десять лет Йейтс отдавал почти все свое время художественному руководству Театром Аббатства, писал и ставил на его сцене пьесы. В эти же годы он свел близкое знакомство с молодым американским поэтом Э.Паундом, под чьим влиянием поэтический стиль Йейтса стал еще более ясным и выразительным. Именно Паунд познакомил старшего товарища с японским театром Но и его стилизованной, пронизанной символами драмой.
21 октября 1917 Йейтс женился на англичанке Джорджи Хайд-Лис, разделявшей его интерес к оккультизму. 24 февраля 1919 у писателя родилась дочь, Энн Батлер, а 22 августа 1921 – сын, Уильям Майкл.
В 1922 Йейтс избрали сенатором Ирландского Свободного государства; на следующий год ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1928 Йейтс вышел из состава сената по состоянию здоровья, а также из-за того, что сенат отверг его предложения по отмене цензуры и разрешению разводов. Несмотря на возраст и нездоровье, Йейтс продолжил увлеченно работать. Он не только много писал, но участвовал в создании Ирландской литературной академии, делал передачи на радио и редактировал Оксфордскую антологию современной поэзии (1935). Умер Йейтс в Кап Мартен (Французская Ривьера) 28 января 1939.
Поэтическое творчество Йейтса обычно разбивают на два или три периода, границы их варьируются. Первый период приходится на 1885–1910, второй – на 1910–1939. Если в периодизации присутствует и третий период, то его ограничивают 1917–1939 или 1922–1939. После 1921 стиль поэта не претерпевает сколь-нибудь существенных изменений.
В ранней поэзии Йейтс ощущается влияние Э.Спенсера; поэтов-романтиков, особенно П.Б.Шелли; прерафаэлитов, которые какое-то время удерживали его в плену своих поэтических грез; и французских символистов. Тематически поэзия Йейтс также очень разнообразна: индийские любовные песни; ирландские легенды, народные сказки и баллады и лирические стихи. Весьма взыскательный к собственному творчеству, Йейтс часто перерабатывал свои поэтические произведения. Особенно тщательной переработке подверглись тексты Стихотворений 1895.
Изменения в стиле проступают уже в сборнике Ветер в камышах (The Wind Among the Reeds, 1899). В некоторых стихотворениях присутствует атмосфера грезы, зыбкой мечты, ощущается ностальгия по кельтскому прошлому, зато в сборнике В семи лесах (In the Seven Woods, 1903) возобладала интонация мудрая и лирическая, переданная свежим и простым языком. В Зеленом шлеме (The Green Helmet and Other poems, 1910), Обязательства (Responsibilities, 1914), Диких лебедях в Куле (The Wild Swans at Coole, 1917) Йейтс выступил уже как зрелый мастер.
Много писали об усложненности поэзии Йейтса после выхода в 1925 трактата Видение (A Vision) – подробного объяснения смысла жизни, написанного под влиянием пережитых его женой-медиумом состояний транса во время спиритических сеансов и ее опытов с «автоматическим письмом». Считается, что поэзию Йейтса после 1925 можно понять, лишь поняв Видения с их сложной образной системой. Однако это мнение справедливо только в отношении нескольких стихотворений.
Пьесы Йейтса не получили столь широкого признания, как его поэзия, однако у критиков их популярность растет с каждым годом. Большинство его ранних пьес, написанных в основном для Театра Аббатства, – Графиня Кэтлин, Земля, желанная сердцу, Кэтлин, дочь Хулиэна (1902), Горшок похлебки (The Plot of Broth, 1902), На королевском пороге (The King's Threshold, 1903), Песочные часы (The Hour Glass, 1903), На берегу Байле (On Baile' Strand, 1904) и Дейрдре (1906), – имели счастливую сценическую судьбу. Две из них, Графиню Кэтлин (легенду о прекрасной аристократке, продавшей душу, чтобы спасти свой народ от голодной смерти) и Дейрдре (историю ирландской красавицы с несчастливой судьбой Елены Троянской), можно смело назвать в числе лучших стихотворных драм за последние сто лет. Поздние пьесы Йейтса, начиная с Зеленого шлема (1910) и кончая Смертью Кухулина (The Death of Cuchulain, 1939), за немногими исключениями предназначались для чтения или для показа перед избранной аудиторией, и осмысление их содержания требует известных усилий. К исключениям же относятся пьесы Актриса-королева (The Player Queen, 1922), переводы драм Софокла Эдип-царь (1928) и Эдип в Колоне (1934) и Слова на оконном стекле (The Words Upon the Window Pane, 1930), с большим успехом шедшие на сцене Театра Аббатства.
В прозе Йейтса присутствует несколько жанровых разновидностей: повести, рассказы, переложения ирландских мифов и легенд, критические эссе, автобиография, а также религиозно-философский трактат Видение. Йейтс преуспел почти во всех этих жанрах.
В основе композиции поздних стихов и пьес Йейтса лежит противопоставление тела и души, вечности и времени, искусства и природы, оккультного и земного, гаэлльской Ирландии и Ирландии первой половины 20 в. Главное стилистическое отличие раннего творчества Йейтса от позднего – это отсутствие в первом конфликта.
Пристрастие зрелого Йейтса к конфликту неразрывно связано с его любовью к театру. Чтобы пробудить в себе активность и таким образом выполнить жизненное предназначение, человек играет роль, надевает маску, созидает в себе личность. По Йейтсу, для формирования «я» должно присутствовать и «анти-я», отличное от истинной сущности. В противном случае маска становится подлинным лицом человека.
Йитс У.Б. Ирландские народные сказки и легенды. – В кн.: Ирландские легенды и сказки. М.,1960
Йитс У.Б. Горшок похлебки. – В кн.: Ирландские театральные миниатюры. Л.– М, 1961
Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура, 1890-е – 1930-е гг. М., 1985
Йитс У.Б. Избранные стихотворения. М., 1993
Тишунина Н.Б. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб, 1994
Йитс У.Б. Избранные стихотворения лирические и повествовательные. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»