Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЕРШЕНЗОН, МИХАИЛ ОСИПОВИЧ (МЕЙЛИХ ИОСИФОВИЧ)

ГЕРШЕНЗОН, МИХАИЛ ОСИПОВИЧ (МЕЙЛИХ ИОСИФОВИЧ) (1869–1925), русский литературовед, философ, публицист, переводчик. Родился 1 (13) июля 1869 в Кишиневе в купеческой семье. Учился сначала в частном училище, а с 1883 в Кишиневской гимназии. По окончании гимназии (1887) уехал в Берлин, учился в Шарлоттенбургском политехникуме, слушал лекции по истории и философии в Берлинском университете. В 1889 вернулся в Москву, получив необходимое для еврея разрешение на учебу в Московском университете, историко-филологический факультет которого окончил в 1894.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Еще в годы учебы Гершензон выступил в печати как критик. Его первая рецензия на исторические труды Н.Карева вышла в газете «Русская мысль» в 1894. В 1893 Гершензон сотрудничал в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат». Его студенческая работа об Аристотеле и Плутархе была удостоена в 1893 золотой университетской медали. Занятия классической филологией позволили Гершензону усвоить принципы работы с источниками, которые он впоследствии использовал для изучения русской литературы 19 в.

Гершензон занимался переводами для издательства Сабашниковых, писал статьи на педагогические темы (Художественная литература и воспитание, 1899, и др.), участвовал в работе Комиссии по организации домашнего чтения. Круг общения Гершензона – в основном его составляли представители гуманитарной интеллигенции, придерживавшиеся либеральных идей дворянской интеллигенции 19 в., – получил в общественном сознании название «гершензоновская Москва». В то же время Гершензон придерживался позиции так называемого «религиозного народничества», отстаивал идеи неославянофильства и русского религиозного ренессанса.

В 1899 Гершензон выехал за границу, где познакомился с сыном А.И.Герцена и Н.А.Тучковой-Огаревой. Это знакомство дало ему возможность работать в архиве Герцена и Огарева, а также познакомиться с материалами о московском дворянстве, которые впоследствии легли в основу книги Грибоедовская Москва (1914). В эти же годы он занимался в Берлине пушкиноведением и приобрел на деньги Солдатенкова архивные материалы, связанные с творчеством Пушкина.

В 1900 Гершензон написал ряд статей по истории русского либерализма (Социально-политические взгляды А.И.Герцена, 1906, История молодой России, 1908, и др.) и по истории славянофильства (П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908, Исторические записки. (О русском обществе), 1910, и др.). Гершензон отметил сдвиг в мировоззрении русского общества в 19 в. – от патриархальности к мировой культуре. С этой точки зрения исследовал творчество А.С.Пушкина, результатом которых стали многочисленные статьи, вошедшие в книгу Мудрость Пушкина (1919). Статьи эти были написаны в присущей Гершензону художественной, почти новеллистической форме, что сделало их не только серьезными литературоведческими исследованиями, но и увлекательными художественными произведениями.

В 1903–1905 Гершензон вел литературное обозрение в журнале «Научное слово», в 1907–1908 – литературную хронику в журнале «Вестник Европы». В эти же годы заведовал литературным отделом в журнале «Критическое обозрение», пригласил к сотрудничеству В.Я.Брюсова, Вяч.И.Иванова и др. писателей-символистов. Сотрудничал в московском религиозно-философском издательстве «Путь», в котором выпустил собрания сочинений И.Киреевского и Чаадаева. Для издательства Сабашниковых, в котором он публиковал собственные сочинения, Гершензон перевел стихи Ф.Петрарки (1915).

После Первой русской революции 1905 Гершензон стал одним из организаторов и участников знаменитого сборника «Вехи» (1909). В написанной для этого сборника статье Творческое самосознание он обозначил главную, по его мнению, опасность внутреннего состояния русской интеллигенции: «Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития... что наше сознание... мчится впустую, оставив втуне нашу чувственно-волевую жизнь». Спасением от глубокого духовного кризиса должно было стать, по Гершензону, «стремление к творческому личному самосознанию», а не ко внешнему переделу мира. Для многих коллег и друзей Гершензона стало шоком, когда в 1917 он написал, что «только большевикам суждено вывести Россию на исторически правильный путь». Это мнение, впоследствии отвергнутое самим Гершензоном, стало причиной его конфликта с Н.Бердяевым.

В 1915–1919 Гершензон составил сборник Русские Пропилеи; в 1923 вышел второй том – Новые Пропилеи. Оба эти тома состояли из публикаций литературных материалов, сыгравших существенную роль в формировании русского философского мировоззрения. В 1921 вышла книга эссе Гершензона и Вяч.Иванова Переписка из двух углов, в которой авторы осмысливали путь России и собственный духовный путь после революции.

В марте 1917 Гершензон стал одним из организаторов Всероссийского союза писателей. После Октябрьской революции принимал участие в деятельности различных организаций, занимавшихся литературной жизнью (Бюро литературного отдела Наркомпросса, 1920–1921, и др.). Им были написаны книги Тройственный образ совершенства (1918), Мечта и мысль И.С.Тургенева (1919), Гольфстрем (1922), Ключ веры (1922), многочисленные статьи о Пушкине. Гершензон писал о том, что Россия вступила в период «духовной бездомности», которая, несмотря на болезненность разрушения привычных форм жизни, дает личности и обществу возможность глубокого самоосознания.

Умер Гершензон в Москве 19 февраля 1925.

Также по теме:
ФилософияЛитература

Литература:

Берман Я. М.О.Гершензон. М., 1928
Гроссман Л. Гершензон-писатель. – В кн.: Гроссман Л. Мастера слова. М., 1928
Ходасевич В. Гершензон. – В кн.: Ходасевич В. Некрополь и другие воспоминания. М., 1992
Гершензон М. Мудрость Пушкина. Томск, 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет