Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГОРИН, ГРИГОРИЙ ИЗРАИЛЕВИЧ

ГОРИН, ГРИГОРИЙ ИЗРАИЛЕВИЧ (1940–2000), наст. фамилия Офштейн, русский драматург, прозаик. Родился 12 марта 1940 в Москве в семье военнослужащего. Окончив 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова (1963), несколько лет работал врачом «скорой помощи». Начал с сочинения сценок для студенческого «Клуба веселых и находчивых» (КВН), с 1960-х годов активно выступал в печати с фельетонами, юмористическими рассказами и скетчами, высмеивающими ложь и лицемерие установившихся социальных и личностных отношений, засилье беспринципной, безответственной и трусливой бюрократии, имитацию полезной деятельности и искренних чувств, ленивое и эгоистичное безразличие «застоя», поразившее, как болезнь, предперестроечное советское общество (Хочу харчо!, Чем открывается пиво?..., Скрытой камерой, Остановите Потапова!, Хорошее воспитание, Встреча с известным писателем Бурко и др.). Некоторое время заведовал отделом юмора журнала «Юность», вел популярную рубрику от имени Галки Галкиной.

Также по теме:
ДРАМАТУРГИЯ
ДРАМАТУРГИЯ

В 1966 вышла первая книга прозы Горина Четверо под одной обложкой (совм. с др. авторами) и пьеса Свадьба на всю Европу (в соавторстве с А.Аркановым, соавтором Горина также в пьесах Банкет, пост. 1968; Маленькие комедии большого дома, Тореадор, обе 1973; Соло для дуэта, 1975).

От изящного анекдота, острого словца, афористической меткости (Горину принадлежит выражение «рояль в кустах», означающее тщательную подготовку мнимого экспромта) и «знаковой» сатирической образности (фигура цинично-равнодушного «пофигиста» Потапова) писатель шел к серьезной философской проблематике, к выявлению смысла, характера и цели человеческого самоосуществления, будь то комедия Тиль (1970) по мотивам фламандского фольклора и романа Ш. де Костера, с «неправильным» и беспокойным, но смелым и бескорыстным героем; трагикомедия Забыть Герострата! (пост. 1972), оспаривающая право разрушителя на историческую память; или пьеса Самый правдивый (1974) о бароне Мюнхгаузене, безудержная фантазия которого оказывается выше приземленной правды бескрылых посредственностей.

Также по теме:
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Опираясь, в русле традиций Б.Брехта и Е.Шварца, на переосмысление, порой парадоксальное, хрестоматийных сюжетов, Горин утверждает приоритет ума над косностью (Дом, который построил Свифт, 1980), терпимости народного сознания – над религиозным и национальным шовинизмом (Поминальная молитва, 1989, по мотивам произведений Шолом-Алейхема), силы искусства – над властью (Кин IV, 1991 – о великом английском актере), любви – над фантомами предрассудков, иногда называемых «честью рода» (Чума на оба ваши дома!, 1994, по мотивам трагедии У.Шекспира Ромео и Джульетта).

Непреходящие социально-нравственные коллизии в свойственной драматургу стремительной игровой, импровизационно-коллажной манере, в стилистике, насыщенной злободневными и культурно-историческими аллюзиями, тяготеющей к притче и иносказанию, Горин рассматривает также в многочисленных пьесах, основанных как на современном (Феномены, 1984; Прощай, конферансье!, 1985; Кот домашний средней пушистости, 1989, совм. с В.Войновичем, и др.), так и на ретроспективном, обращенным в культурное или историческое прошлое материале (Королевские игры, 1995; Счастливцев-Несчастливцев, 1997; Шут Балакирев, 1999).

Также по теме:
ПЬЕСА
ПЬЕСА

Автор сценариев (как правило, по собственным произведениям) многих популярных кинофильмов (Остановите Потапова!, Ты – мне, я – тебе!, Бархатный сезон, Тот самый Мюнхгаузен, Дом, который построил Свифт, Убить дракона!, по мотивам пьесы Е.Л.Шварца; Формула любви, по произведению А.Н.Толстого); литературно-публицистических статей.

Умер Горин в Москве 15 июня 2000.

Также по теме:
Литература

Литература:

Захаров М. Человек театра. – Советский театр, 1987, № 7
Исаева Е. Эти новые старые истины. – Литературное обозрение, 1987, № 8
Горин Г. 208 избранных страниц. М., 1999
Горин Г. Избранное. Екатеринбург, 1999

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Американское кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет