Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в некоторых отношениях уникальна. Единственная из древнегерманских литератур, она сохранила дохристианские мифы, героический эпос и – в сагах – реалистическую панораму аристократическо-республиканского уклада жизни поселенцев в Исландии. Уникальна эта литература и своей преемственностью. Древненорвежский язык викингов, поселившихся в Исландии между 874 и 930, так мало изменился, что обе Эдды и саги даже для современного исландца доступнее, чем Шекспир для современного англичанина. Народная по своему характеру, эта литература сделала исландцев одной из самых читающих и пишущих наций в мире.

Также по теме:
ИСЛАНДИЯ
ИСЛАНДИЯ

Поселенцы-викинги принесли с собой два разных вида поэзии – эддическую и скальдическую. Практически все, что нам известно из эддической поэзии, собрано в одном томе – Песенной Эдде, или Старшей Эдде, которая восходит к второй половине 13 в., хотя отдельные ее песни могут относиться к периоду 800–1200. Самые древние из них, возможно, были сложены в Норвегии. По форме это древнегерманские аллитерационные стихи (как в Беофульфе), строфически трех типов. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти – героические.

Скальдическая поэзия столь же витиевата, сколь проста эддическая. Она тоже пользуется аллитерацией, но не чужда и силлабизма (равносложности), внутренней рифмы и ассонанса, а порой и конечной рифмы. Еще более изощрен стиль скальдической поэзии: редкими в эддических песнях кеннингами буквально пестрят скальдические стихи. Кеннинг – это сразу и метафора, и перифраз; например, «конь волны» – корабль, «буря копий» – битва. Исландские поэты состояли при королевских дворах по всей Скандинавии.

Также по теме:
ИСЛАНДСКИЙ ЯЗЫК
ИСЛАНДСКИЙ ЯЗЫК

Христианство пришло в Исландию ок. 1000, а вместе с ним пришла письменность, в 12–13 вв. принесшая плоды – саги. Саги представляют собой прозаические повествования разнообразного характера – от сухой фактографии отца исландской истории Ари Мудрого (Торгильссона) (1067/68–1148) через замечательные родовые саги и хроники Снорри Стурлусона к вымышленным мифо-героическим сагам и рыцарским романам 14 в. В большинстве своем они анонимны. Правдивый героический дух саг разительно отличает их от религиозной и романтической по тону средневековой литературы.

Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах – Олаве Трюггвасоне (ум. 1000) и Олаве Харальдссоне Святом (ум. 1030). Ари Мудрый, вероятно, был автором краткого хронологического обзора, который вызвал подражания, однако записи современной истории впервые стали вести Э.Оддссон (писал ок. 1160–1170) и К.Йоунссон (ум. 1215), которому принадлежит Сага о Сверрире, частично продиктованная самим королем Сверриром. Созданные на рубеже 12–13 вв. довольно обширные исторические обзоры вскоре затмил Круг Земной (ок. 1225–1230) Снорри Стурлусона.

Также по теме:
ЭДДЫ
ЭДДЫ

Исландские родовые саги, запечатлевшие родовые предания исландской знати начиная с эпохи первопоселенцев и примерно до 1000, были записаны в 12–14 вв., по-видимому, под влиянием королевских саг или хроник. В этих сагах – а все они претендуют на историчность, хотя в известной степени являются вымыслом, – героический дух эддической поэзии вкупе с фатализмом обреченной на гибель страны (древняя исландская республика пала в 1262) создали уникальную прозу. Наиболее известна Сага о Ньяле, но заслуживают упоминания и менее пространные саги, в частности романтическая Сага о Гуннлауге, лаконичная и насыщенная Сага о Храфнкеле и раздумчивая, фаталистическая Сага о Гисли.

Еще в 1226 французские романы были переведены на древненорвежский. Потребность в этой литературе способствовала появлению национальных мифо-героических саг, среди которых Сага о Вёльсунгах продолжает традицию героических песней Старшей Эдды. Вскоре романы о викингах уступили место средневековым зарубежным романам о рыцарях и невероятных приключениях, которыми относительно изолированная от остального мира нация зачитывалась в глухую пору упадка (ок. 1400–1800).

В 14 и 15 вв. приобрели популярность пришедшие из Франции через Данию и Норвегию танцевальные песни, или баллады. Слившись со старинными скальдическими формами, они образовали новый жанр – римы (ок. 1400–1900). Римы – жанр метрический, где рима (ríma, песнь), предваренная кратким любовным стихотворением, соотносится с главой прозаического рассказа. Римы имеют строфическую форму, чаще всего это четверостишие, встречаются также двустишия и трехстишия. В скором времени римы превзошли сложностью и артистичностью даже скальдическую поэзию.

Скальдическая метрика продолжала жить в духовной поэзии, ее наиболее значительный образец – поэма Лилия Э.Аусгримссона (ок. 1310–1361). Замечательны также стихи Й.Арасона, последнего католического епископа Исландии, казненного 7 ноября 1550.

Реформация приспособила печатный станок для пропаганды лютеранства, и в течение 250 лет издавалась почти исключительно религиозная литература, все более попадавшая под влияние немецких и датских образцов. Новый Завет был издан в 1540, Библия – в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные Гимны о Страстях Господних (1666) Х.Пьетурссона (1614–1674) и Домашние проповеди (1718–1720) епископа Й.Видалина (1666–1720).

Между тем ученые скандинавского Возрождения наконец открыли для себя древнеисландскую литературу. Чиновники и частные коллекционеры в Дании и Швеции собирали манускрипты, дорожа их исторической и антикварной ценностью. Самым крупным собирателем был исландец А.Магнуссон (1663–1730). В 19 в., в эпоху романтизма, эти собрания стали источником национального обновления скандинавской и исландской литературы. Провозвестником его был апостол национального самосознания, неоклассицист эпохи Просвещения Э.Оулафссон (1726–1768). Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б.Тораренсена (1786–1841) и прозрачных строфах Й.Хадльгримссона (1807–1845). Отвергая банальность содержания и формальные условности римы, романтики равнялись на строгие образцы эддической поэзии и таких зарубежных поэтов, как Гёте, Шиллер, Гейне и Байрон.

Этими идеалами овеяны романтическая фантастика поэта Б.Грёндаля (1826–1907), героические баллады Г.Томсена (1820–1896), классически строгая поэзия С.Торстейнссона (1831–1913), проникновенные творения гуманиста М.Йохумссона (1835–1920). Под их знаком формировалась новая проза – гомеровские переводы С.Эгильссона, собрания народных сказок (1862–1864) Й.Арнасона, новая драма, возникшая ок. 1800 как подражания датчанину Л.Хольбергу (1684–1754), но затем получившая чисто романтическое развитие у М.Йохумссона и И.Эйнарссона (1851–1939), и наконец, роман и первенец жанра – Юноша и девушка (1850) Й.Тородсена (1819–1868).

В 1880-е годы в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями; возвестили о нем стихи Х.Хафстейна (1861–1922) и рассказы Г.Паульссона (1852–1891). Реализм заявил о себе и в романах Т.Гьялланди (наст. имя – Й.Стефаунссон; 1851–1915), в легких напевных строфах Т.Эрлингссона (1858–1914), в изящных стихах С.Стефанссона (1853–1927). На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э.Бенедиктссона (1864–1940), прозаика-спиритиста Э.Кварана (1859–1938), романиста Й.Трести (наст. имя – Г.Магнуссон; 1873–1918) и крестьянского поэта и романиста Г.Фридйоунссона (1869–1944).

Свежим неоромантическим лиризмом выделились на рубеже столетий и в первые годы 20 в. произведения Г.Гвюдмюндссона (1874–1919) и Хульды (наст. имя – У.Б.Бенедиктсдеттер; 1881–1946). Их продолжателями выступили С.Сигюрдссон (1879–1939), Я.Й.Смаури (1889–1972) и Стефаун из Хвитадаля (1887–1933), тогда как Я.Тораренсен (1886–1972) и Э.Арнарсон (наст. имя – Магнус Стефаунссон; 1884–1942) представляли реалистическую сатиру.

Современниками этих лириков были драматурги и романисты, писавшие по-датски с целью расширить круг своих читателей: Й.Сигурйоунссон (1880–1919), чья драма Горный Эйвинд (1911) получила европейское признание; Г.Камбан (1888–1945) и Г.Гуннарссон (1889–1975), ставивший психологические и философские проблемы в своих масштабных произведениях Церковь на горе (1923–1928) и Черная чайка (1929).

В 1920-е годы некоторые писатели, начав работать в рамках отечественного романтизма, обратились к модернизму, по-разному преломив его в своем творчестве. Идеологом движения был С.Нордаль (1885–1975); он также – крупнейший авторитет в области древнеисландской литературы. Наиболее видными лирическими поэтами-модернистами были Д.Стефаунссон (1895–1964) и Т.Гвюдмюндссон (р. 1901), а самыми значительными романистами – Г.Хагалин (р. 1898), с большим юмором изображавший жизнь моряков и простых людей и тяготевший к реализму и социализму, и писавший по-исландски и по-норвежски К.Гвюдмюндссон (р. 1902) – непревзойденный мастер романтически окрашенного рассказа о любви.

В середине 1920-х годов серьезное воздействие на литературу оказало обновленное социалистическое движение. Эссеист Т.Тоурдарсон (1889–1974), прежде не раз пародировавший современную лирическую поэзию, выпустил отмеченную новой, шокирующей стилистикой книгу Письма к Лауре (1924), ставшую своего рода «коммунистическим манифестом» в литературе. Однако истинным основоположником новой экспрессионистской, сюрреалистической манеры письма стал Х.К.Лакснесс (1902–1998); в 1930-е годы он опубликовал три монументальных романа – Салка Валка (1931–1932), Самостоятельные люди (1934–1935) и Свет мира (1937–1940). Огромной популярностью пользовалась в Исландии и Скандинавии его историческая трилогия Исландский колокол (1943–1946). В 1955 Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В новейшей исландской поэзии наблюдалась тенденция к отказу от традиционных исландских форм, отягощенных рифмой и аллитерацией, стремление заменить их более гибким стихом. Наиболее известный представитель этой школы, С.Стейнар (1908–1958), создал убедительную оригинальную образность, особенно ярко выразившуюся в его замечательной книге Время и вода (1948). Новаторами в поэзии выступили также Й. ур Кётлум (1899–1972), С.Хьяртарсон (р. 1906), Й.ур Вёр (р. 1917), Ханнес Сигфюссон (р. 1922) и Торстейдн фрау Хамри (р. 1938).

Среди романистов следует назвать Г.Даниельссона (р. 1910), О.Й.Сигюрдссона (р. 1918), Т.Вильхьяульмссона (р. 1925) и Г.Бергссона (р. 1932), чей горький, причудливый роман Тоумас Йоунссон, бестселлер (1966) имел скандальный успех. Перу А.Тоурдарсона (р. 1917), самого крупного исландского драматурга, принадлежат также несколько нашумевших романов.

Также по теме:
СКАЛЬДЫЛитература

Литература:

Андрессон К. Современная исландская литература. 1918–1948. М., 1957
Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967
Исландские саги. М., 1973
Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979
Рыбаки уходят в море: Исландская новелла. М., 1980
Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870–1970). М., 1980
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги Становление литературы. Л., 1984
Из современной исландской поэзии. М., 1987

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет