МАКНЕЛЛИ, ТЕРРЕНС
МАКНЕЛЛИ, ТЕРРЕНС (McNally, Terrence) (р. 1939), американский драматург. Родился 3 ноября 1939 в Сент-Питерсберге (шт. Флорида), однако большую часть своей юности провел в Корпус-Кристи (шт. Техас). В 1960 окончил Колумбийский университет. Год спустя Макнелли посылает свои первые работы писательнице Молли Казан, и та предлагает ему работу в «Эктор-Студии» в качестве режиссера. В 1963 происходит бродвейский дебют Макнелли: он пишет для Франко Дзефирелли новый сценарий по драме Дюма Дама с камелиями.
Благодаря полученному от Фонда Рокфеллера гранту, в 1964 Макнелли ставит в «Театре Тайрона Гатри» в Миннесоте свою первую пьесу: абсурдистский фарс Ночью случаются всякие неожиданности, вызвавший неоднозначную реакцию, которая с тех пор всегда будет сопровождать появление его новых произведений.
В 1966 Макнелли получил стипендию Фонда Гуггенхайма. В этот период он в основном пишет одноактные пьесы для театров и телевидения. Среди них – Путешествие (1966), Боттичелли (1966, показана по 13 каналу нью-йоркского телевидения в 1968), Полдень (1967), Куба си! (1968), Свидетель (1968) и Сладостный эрос (1968). Самый большой успех этих лет выпал на долю пьесы Следующий, поставленной Элейн Мей. Первой «полнометражной» работой Макнелли стала пьеса Куда исчез Томми Флауэрз? (1971).
В 1974 Макнелли была вручена премия Оуби за пьесу Дурные привычки, представляющую собой две одноактовки, действие которых происходит в сумасшедшем доме. За ней последовала комедия Риц (1975), имевшая оглушительный кассовый успех и принесшая Рите Морено премию Тони 1975 за лучшую женскую роль второго плана. В 1976 Морено снялась в экранизации пьесы, снятой режиссером Ричардом Лестером.
Следующая пьеса Макнелли Бродвей, Бродвей (1978) сошла со сцены, так и не добравшись до подмостков нью-йоркских театров, после чего в карьере драматурга наступила пауза. И лишь в середине 1980-х годов он написал мюзикл Каток (1984), пьесу Лиссабонская Травиата (1985), новую версию пьесы Бродвей, Бродвей, на этот раз получившую название Это всего лишь пьеса (1986).
В 1987 была поставлена получившая всеобщее признание пьеса Макнелли Фрэнки и Джонни. Ее герои – два немолодых одиноких человека, сюжет – история их взаимоотношений, романтических и непримиримых одновременно. Премьера состоялась в июне 1987 в «Манхэттен Тиэтр Клаб», в декабре того же года спектакль был перенесен в «Уэстсайд Артс тиэтр». 1990 можно рассматривать стартовым для своеобразного «десятилетия Макнелли»: он получает премию «Эмми» за показанный по телевидению спектакль театра «Америкен Плейхаус» Мать Андре. Пьеса Губы вместе, зубы врозь (1991), начав завоевывать подмостки с офф-Бродвейской премьеры, в дальнейшем была поставлена более чем в 50 театрах США. Пьеса Неподражаемый Ганеш (1993), которую на тот момент многие сочли «самой многозначной пьесой» Макнелли, была номинирована на Пулитцеровскую премию. В 1993 драматург получил премию «Тони» в номинации «лучший сценарий мюзикла» за мюзикл Поцелуй женщины-паука. Его следующее произведение – пьеса Любовь! Доблесть! Сострадание! (1994) имела огромный зрительский успех и в 1995 принесла Макнелли очередного «Тони».
Макнелли известен также как поклонник оперы. В течение многих лет был ведущим оперной викторины, передававшейся по субботам в антрактах транслировавшихся опер. В пьесе Мастер-класс (1995) его любовь к оперному и его пристрастие к драматическому искусству, наконец, сошлись воедино. Спектакль, где в роли знаменитой оперной примадонны Марии Каллас выступила английская актриса Зоя Колдуэлл, стал настоящим бродвейским хитом сезона. Мастер-класс принес Макнелли третьего Тони (1996).
В 1998 еще один Тони был вручен ему за лучший сценарий для мюзикла Рэгтайм. В октябре 2000 на сцене оперного театра Сан-Франциско состоялась премьера оперы Шаги мертвого человека на музыку Джейка Хеджи. Автором либретто был Терренс Макнелли. Одновременно вышел мюзикл Монти великолепный, в основу которого лег известный английский фильм. В настоящий момент драматург работает над текстом мюзикла по пьесе Фридриха Дюрренматта Визит старой дамы.
Макнелли – член Американской академии искусств и литературы и Гильдии драматургов.
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»