МАТУСОВСКИЙ, МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ
МАТУСОВСКИЙ, МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ (1915–1990), русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1977). Родился 10 (23) июля 1915 в Луганске. Окончив строительный техникум, работал на местном заводе. Начал печататься в 1934 в областных газетах и журналах. В 1939 окончил Литературный институт им. А.М.Горького; в конце июня 1941 аспирантом МГУ должен был защищать кандидатскую диссертацию по древнерусской литературе, однако в ночь на 23 июня был отправлен военным корреспондентом на Западный фронт. По ходатайству научного руководителя Матусовского, видного литературоведа Н.К.Гудзия, в порядке исключения защита прошла в отсутствие диссертанта.
В 1939 опубликовал книгу Луганчане (совм. с К.М.Симоновым) – о земляках-шахтерах, участниках Гражданской войны. В 1940 вышел поэтический сборник Матусовского Моя родословная. Склонность Матусовского к злободневной стихотворной публицистике, сюжетной определенности и конкретности, фактически реальному содержанию особенно отчетливо проявилась в военные годы (сборники Фронт, 1942; Когда шумит Ильмень-озеро, 1944; поэмы Володя, 1942; Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине, 1943; Дед, Янис, обе 1944; Снайперская баллада, 1942; Баллада о партизанской расплате, 1943; Седьмая симфония в Москве, 1944, и др.). Подкрепленная влиянием поэзии В.А.Луговского, И.Л.Сельвинского и П.Г.Антокольского, эта тенденция стала определяющей и для сборников Слушая Москву (1948), Улица мира (1951), Все, что мне дорого (1957), Тень человека: Книга стихотворений о Хиросиме... (1968), Суть (1979), поэм Суздальская баллада (ч. 1, 1970; ч. 2–3, 1979), Голоса Равенсбрюка (1979). Достоверным свидетельством современника прочитывается и состоящая из фрагментарных зарисовок-фиксаций непосредственных впечатлений мемуарная книга Матусовского Семейный альбом (1978–1979).
Однако истинное поэтическое призвание Матусовского раскрылось в текстах песен, написанных им для кинофильмов (Верные друзья, Испытание верности, Тишина на муз. И.О.Дунаевского; Щит и меч на муз. В.Е.Баснера, и др.) либо как самостоятельные произведения, многие из которых приобрели всенародную известность, стали своего рода музыкальными символами страны (Подмосковные вечера на муз. В.И.Соловьева-Седого) и широко поются до сего дня (С чего начинается Родина, Баллада солдата, Летите, голуби, летите..., Московские окна, Вернулся я на Родину, Скворцы прилетели, Прощайте, голуби и др.). Искренность лирической интонации, сплав «бытового» и «высокого» лексико-семантических рядов (так, Родина начинается с картинки в букваре, с песни матери, с березки; свидание у подмосковной реки наполняется ощущением общности, единения не только со своей любимой, но и со всей среднерусской природой – сердцевиной России), диалогическая или исповедальная форма, свободное использование свойственных русской народно-поэтической речи повторов и рефренов сообщают песенным текстам Матусовского, тяготеющим к философичности, доходчивость и музыкальность.
Автор сценариев хроникально-документальных фильмов Рабиндранат Тагор (1961) и Мелодии Дунаевского (1964).
Умер Матусовский в Москве 16 июля 1990.
Азаров В. Чувство будущего. – Звезда, 1948, № 7
Карабутенко И., Тельпугов В. Главная тема поэта. – Комсомольская правда, 1952, 13 августа
Кондратьев В. Долг поэта, долг солдата. – Знамя, 1981, № 2
Матусовский М. Избранные произведения, т. 1–2. М., 1982
Озеров Л. Время. Жизнь. Песня. – Новый мир, 1984, № 5
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»