Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ОРЛОВ, ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

ОРЛОВ, ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ (р. 1936), русский советский прозаик. Родился в Москве 31 августа 1936, детские годы провел в эвакуации в Марийской ССР. В 1954–1959 учился на факультете журналистики МГУ. Студентом участвовал в освоении целины, журналистскую практику проходил в газете «Красноярский рабочий». С 1959 работал корреспондентом «Комсомольской правды» на стройках железнодорожной магистрали Абакан – Ташкент и Саяно-Шушенской ГЭС. Автор цикла очерков Дорога длиною в семь сантиметров (1960) и романа Соленый арбуз (1965), основанном на материале сибирской «стройки века» и написанном под явным влиянием исповедальной прозы В.Аксенова с ее ироничным героем, «ремарковской» лирической коллизией и скрытым нонконформизмом.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

После публикации в 1969 романа После дождичка в четверг перешел на профессиональную писательскую работу. В 1975 публикует роман Происшествие в Никольском, в 1980 – «фантастико-реалистический» роман Альтист Данилов, принесший автору мгновенную известность и положивший начало серии произведений Орлова в русле «фантастического реализма», связанного в отечественной словесности с именами Н.В.Гоголя и Ф.К.Сологуба, – Аптекарь (1988), Шеврикука, или Любовь к привидению (1990).

В романе Альтист Данилов Орлов, продолжая хорошо известную мировой литературе (Доктор Фаустус Т.Манна) тему «дьявольского» происхождения творческого дара, делает своего героя, исполнителя-виртуоза, сыном черта и ярославской крестьянки, «демоном на договоре», который в конце концов отказывается от «сатанинской» силы своего альта, дарованного ему «нечистыми» владыками Девяти слоев (ассоциация с 9-ю кругами дантовского Ада), во имя любви к земной женщине. Но, став «вполне» человеком, альтист Данилов не лишается своего дара – напротив, и на обычном инструменте его земное, отзывчивое ко всему сущему сердце исторгает еще более трогательные и божественные звуки, знаменуя победу «человеческого, слишком человеческого» над чудодейственной мощью дьявола.

Также по теме:
УТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
УТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

Перенасыщенный литературными реминисценциями (помимо названных, драма С.Алешина Мефистофель, где дьявол, полюбив Маргариту, также предпочитает своей демонической ипостаси пусть конечную, но такую теплую, полную чувств, надежд и поисков человеческую жизнь; роман Мастер и Маргарита М.А.Булгакова, смыкающийся с романом Орлова темой противостояния высшего, творческого начала в человеке мещанской ограниченности и пошлому «вещизму», перекликающийся живыми картинами московских нравов и пронизанный, хотя далеко не в той же степени художественной выразительности, саркастической иронией), Альтист Данилов концептуально (не сюжетно) был продолжен романом Аптекарь.

У пивного автомата в Останкино (типичная для Орлова реальная московская топография) тихий аптекарь Михаил Никифорович Стрельцов с другими страждущими откупоривает «на троих» бутылочку, из которой возникает женщина, которая рекомендует себя «берегиней» собутыльников и отныне становится их неспокойной, все время, подобно мифологическому Протею, меняющей облик спутницей. Роман пародирует распространенное в первые перестроечные годы массовое увлечение потусторонними силами, ясновидением, мистикой и чудесами и в итоге приводит к мысли, вытекающей и из метаморфоз альтиста Данилова: человеку не нужна помощь сверхъестественных сил, чтобы приносить добро людям. Аптекарь и так, по существу, «избавитель» и «защитник»: к нему идут люди с бедой и болью, и он помогает преодолеть их.

Автор пьес-сказок (в соавторстве с С.А.Коганом) Посмотри на себя (1971) и Веселый маскарад (1972), статей и рассказов (Что-то зазвенело, 1988; Субботники, 1990).

Также по теме:
Литература

Литература:

Аннинский Л. Над грешною землей: «Альтист Данилов» Владимира Орлова. – В кн.: Аннинский Л. Локти и крылья. М., 1989
Бондаренко В. Игра и утопия (Владимир Орлов и другие). – В кн.: Бондаренко В. «Московская школа», или Эпоха безвременья. М., 1990
Орлов А. Альтист Данилов. М., 1994.
Якушева Г.В. Гёте в советской литературе (40–80-е годы). – В кн.: Гётевские чтения. 1997. М., 1997

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет