Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ

ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ, русская светская повесть 17 в. Датируется предположительно 1660-ми годами (в качестве одного из аргументов выступает то, что события повести рассматриваются как эпизод из недавнего прошлого), известна в нескольких списках. В повести различимо влияние самых разнообразных источников – от раннехристианской Повести о Еладии, продавшем дьяволу душу до легенды о Фаусте.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начале повести задана, хотя и произвольная, вполне определенная точка отсчета. Упоминается, что проживавший в Устюге Фома Грудцын-Усов (подчеркнуто: род его живет там до сих пор) переселился с женой в Казань, где дожил до лет царя и великого князя Михаила Федоровича. Такой зачин оттеняет дальнейшие деяния сына столь достойного человека: нежелание жить в одном городе с захватчиками-литовцами говорит о его твердых моральных качествах. Его двадцатилетний сын Савва, как становится ясно из дальнейшего, человек с куда более шаткими нравственными принципами.

Отец Саввы, ходивший по Волге торговать в различные города, отправляется в Персию, а сына на нескольких кораблях, груженых товарами, посылает плыть к Соли Камской. Однако тот добирается до Усольского города Орел, где проживает довольно долго. Живший в этом городе богатый мещанин Бажен Второй, некогда друживший с его отцом, приглашает Савву поселиться у себя.

Савва принимает приглашение. Вскоре из-за козней дьявола, который (что подчеркивает автор) ненавидит добродетельное житье, молодая жена старого хозяина, женившегося в третий раз, выступая в качестве дьявольского орудия, обольстила гостя, и они предавались блуду, не обращая внимания ни на воскресенья, ни на церковные праздники. Однако как-то хозяин и Савва ходили к вечерне, и, вернувшись, Савва уже не откликнулся на прельщения искусительницы, «яко некою стрелою страха божия уязвлен бысть и бояся суда божия и часа смертного». Желая отомстить, женщина опоила любовника волшебным зельем. Выпив зелье, Савва почувствовал тягу к бывшей любовнице, а она, оговорив его, заставила мужа отказать Савве от дома. Хозяин и хозяйка гостиницы, куда он вернулся, заметили перемену в юноше и решили позвать волхва, который по волшебной книге узнал о причине «истаивания» Саввы.

Едва Савва, гулявший в пустынном месте, подумал, что кто бы ни помог ему совокупиться с желанной женщиной, хоть человек, хоть дьявол, он послужил бы им, явился юноша в богатой одежде. Называя Савву братом (по его словам, оба они из Казани), бес согласился помочь, но поинтересовался, что он получит взамен. Отвергнув отцовские товары, которые предложил Савва (его-де собственный отец во много раз богаче), бес достал чернила, бумагу и, поскольку Савва плохо еще писал, продиктовал текст отречения от бога и передачи в служение дьяволу. Осчастливленный Савва вновь грешил с чужой женой, не ответив даже на три письма матери, в которых та просила сына вернуться. Вскоре бес позвал Савву посмотреть богатства отца своего. В огромном городе, где стены и кровли были из золота, их встречали великолепно одетые юноши. А когда Савву принял сам сатана, тот поклонился ему, пав на землю, и поднес письмо с отречением. А затем ел и пил там необыкновенные яства.

Не получивший ответа на письмо отец Саввы решил сам съездить за сыном, но не нашел его в Орле, вернулся домой, а спустя некоторое время скончался. Между тем бес помог Савве спастись: из Орла за одну ночь он перенес его в далеко отстоявший город Космодемьянск, потом, через несколько дней, еще дальше – на реку Оку в село Павлов Перевоз. Там Савва встретил старца, который сказал юноше, что тот потерял душу. Чтобы отвлечь Савву от ненужных переживаний, бес переносит его в город Шую.

Узнав о намерении царя и великого князя Михаила Федоровича послать войско под Смоленск против поляков, бес предлагает Савве вступить в солдаты. Когда новобранцы прибыли в Москву, Савва при помощи беса добивается таких успехов, что вскоре ему дают три роты солдат, чтобы он с ними занимался. Бес помогает Савве деньгами для выплаты довольствия солдатам, и положение в ротах под начальством Саввы так отличается от положения в других ротах, что об успехах его вскоре узнает царь.

Пока войска стоят в Москве, бес предлагает пробраться в Смоленск и посмотреть, как там укрепляются поляки. Поначалу невидимые, они обследуют город, потом показываются, в них стреляют, но напрасно.

Бес говорит, что когда войска придут под Смоленск и со стороны поляков станут вызывать желающих на поединок, Савва не должен отказываться, два раза он одержит победу и в третий раз победит, хотя его ранят, но бес его вылечит. Проявив храбрость и будучи ранен в бедро, Савва опять отличился. Его вызывает командующий боярин Шеин, и, расспросив, кто он, затем говорит, что знает его родных, и отдает приказ отправляться к ним.

Савве в сопровождении беса пришлось вернуться в Москву. Там он через некоторое время заболевает, но отказывается от исповеди. Впрочем, когда его уговорили, он увидел, что дом наполнен бесами, а из-за их спин знакомый бес показывает ему его отречение. Хозяин дома, где жил Савва, боясь провиниться, решает сообщить царю, что происходит с известным ему молодцем. Царь повелевает ставить в дом караульщиков и посылать пищу, а если Савва выздоровеет, то известить его об этом.

1 июля нещадно мучимый бесом Савва во сне видит Богородицу, которую сопровождают Иоанн Богослов и архиерей Москвы митрополит Петр, и молит ее о помощи. Та обещает, если 8 июля он явится в храм Казанской божьей матери в Китай-городе, произойдет чудо.

Известили царя и по его приказанию привели больного к образу, Савва пришел, будто никогда не болел. Во время литургии является Богородица, облаченная в белые ризы, и возглашает, что Савва будет здоров. Через несколько дней выздоровевший Савва принял, как и обещал Богородице, монашеский чин. И прожил еще долгие годы.

В одном из вариантов повесть заканчивалась несколько иначе. Больного положили на ковре вне церкви, началась литургия. Внезапно возгремевший голос призвал Савву в церковь и обещал ему здравие, если тот не будет больше грешить. С верху церкви упало писание Саввы, где было «все заглажено, что никогда же писано». Узнавший о чуде царь призвал Савву, и тот поведал о том, что с ним было, а затем раздал все свое имущество и отправился в монастырь.

В произведении сложно переплетаются различные традиции. Хотя действие отнесено к конкретному историческому периоду – борьба за Смоленск происходила в 1632–1634, а некоторые упомянутые факты находят реальное подтверждение – так, действительно существовали купцы Грудцыны-Усовы, а торговых людей по царскому указу не записывали в солдатские полки, чем и объясняется приказ боярина Шеина, – повесть отнюдь не реалистична.

Тут различимы и традиции религиозной легенды, рассказывающей о «чуде», и традиции волшебной сказки. От первой она заимствовала схему, включающую или варьирующую такие важные моменты, как прегрешение (несчастье либо болезнь), покаяние (обращение с молитвами к богу либо святым), отпущение греха (исцеление либо спасение), такова, например, легенда о юноше, продавшему душу дьяволу, но прощенному после покаяния. Из второй пришел столь характерный сказочный мотив, как бес-помощник (вразумляющий либо снабжающий деньгами), сказочная символика (трижды посылает письмо Савве его мать, трижды переносит бес героя, унося все дальше от Орла, трижды Савва участвует в поединке).

Наложение повествовательных схем одна на другую является причиной того, что ожидание читателей зачастую бывает обмануто, вместо привычных эпизодов и жанровых клише вдруг появляется нечто непредвиденное. Здесь заметно, как традиция средневековой литературы отступает перед вызревающей литературой нового времени.

Определенную двойственность можно заметить и в авторской позиции. Сочинитель видит, что жизнь разнообразна, но герой не противится такому разнообразию, как следует христианину, а поддается ему. По мысли автора, страсть и вожделение пагубны, тем не менее они также стали частью общественной жизни. По мнению исследователей, столь сложное и необычное произведение следует считать первым русским романом.

Также по теме:
Литература

Литература:

Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет