РЕШЕТНИКОВ, ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
РЕШЕТНИКОВ, ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ (1841–1871), русский писатель. Родился 5 (17) сентября 1841 в Екатеринбурге. Отец был мелким почтовым служащим «из детей канцелярских служителей», мать – «дьяконовская сирота», скончавшаяся, когда мальчику не было года. Будущий писатель воспитывался у дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы. После окончания начальной школы (1847–1851) был принят в Пермское уездное училище, где в 1855 «за вынос из почтовой конторы пост-пакетов с бумагами» был отдан под суд и после двухлетнего судебного разбирательства сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив училище (1859), работал в Екатеринбургском уездном суде (в июне 1860 исполнял обязанности начальника горнозаводского стола); в мае 1861 добился перевода на должность регистратора казенной палаты в Перми, где сблизился с либеральной интеллигенцией, найдя в В.Г.Белинском и Н.А.Добролюбове своих «нравственных учителей».
Первые литературные опыты Решетникова, поэма Приговор (1860) и стихотворная драма Панич (1861) не сохранились. В «Пермских губернских ведомостях» опубликовал два очерка, в т.ч. Святки в Перми (1862), тогда же начал работать над «этнографическим очерком» о жизни бурлаков Подлиповцы, записывал песни горняков, закончил драму в стихах Раскольник и первую прозаическую повесть Скрипач, которые послал в журнал братьев М.М. и Ф.М.Достоевских «Время», но напечатаны они не были.
В августе 1863 Решетников переехал в Петербург, поступил на службу в департамент министерства финансов, сняв квартиру в рабочем квартале рядом с кабаком. Подрабатывал публикацией в газете «Северная пчела» очерков На палубе, Складчина, Лотерея, Горнозаводские люди (с подзаголовком Рассказ полесовщика), проникнутых состраданием к тяжкой доле бедняка и социальным критицизмом.
В 1864 с помощью брата Н.Г.Помяловского сблизился с редакцией «Современника», где в том же году была напечатана его повесть Подлиповцы, открывшая период активного сотрудничества молодого писателя с журналом и дружбе с его издателем Н.А.Некрасовым. Правдивое и безжалостное в своей фактографической точности изображение жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни отдаленного по тем временам края – Пермской губернии вывело автора Подлиповцев в ряд наиболее ярких представителей бытописательно-обличительной отечественной литературы середины 19 в. Подлиповцы явились новой формой повести из народной жизни, в основе которой лежала не беллеристическая интрига, но социальная коллизия, а описательность традиционного этнографического очерка обогащалась историко-критическим динамизмом. Следующее произведение Решетникова, опубликованное в «Современнике», повесть Ставленник (1867), продиктованная намерением автора создать «роман из духовной жизни», перекликалась с Очерками бурсы Помяловского.
Летом 1864 Решетников познакомился со своей землячкой, выпускницей Петербургского повивального института С.С.Каргополовой, которая вскоре стала его женой и сподвижницей. В 1865 писатель совершил длительную поездку на Урал (Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил), собирая материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих (с этой целью в Мотовилихе сам Решетников работал на Демидовском заводе), следствием чего стали романы Горнорабочие (1866); Глумовы (1866–1867), где впервые в русской литературе была показана забастовка, которой рабочие встретили манифест о «царской воле» – крестьянскую реформу 1861; Где лучше (1868), по композиции близкий поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо, повествующий об уральцах, ушедших после реформы «из земли рабства» искать своей доли, испытавших муки на соляных и золотых приисках, строительстве железной дороги и, наконец, оказавшихся в Петербурге.
Ни один из упомянутых романов, публиковавшихся на страницах журналов «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», из-за цензурных и иных обстоятельств не был завершен, однако в совокупности с очерками Рабочие лошади, На большой дороге (оба 1866), Очерки обозной жизни (1867) они предложили масштабную панораму жизни рабочего Урала.
Свойственное демократической литературе «шестидесятников» стремление показать, как жестокая и несправедливая школа жизни уродует человека, гибнущего или искажающего свою сущность под воздействием гнетущих обстоятельств, корректируется в творчестве Решетникова раскрытием смутного брожения надежд и настоятельной воли к жизни героев из народа, нередко автобиографичных (повесть Между людьми, 1865; рассказы Макся, 1867, Кумушка Мирониха, 1865, Николай Знаменский, 1867; роман Свой хлеб, 1879, где изображено стремление женщины в конфликте со своей мещанской, купеческо-чиновничьей средой обрести независимость в честном труде и др).
Творчество Решетникова нашло живой отклик в литературной (высокая оценка влиятельных критиков А.М.Скабичевского, П.М.Ткачева, И.Е.Утина, Н.В.Шелгунова, определившего направление Решетникова как «народный реализм») и широкой читательской среде.
Умер Решетников в Петербурге 9 (21) марта 1871.
Бродский-Крамской М. Предшественник пролетарской литературы. М., 1933
Решетников Ф. Полное собрание сочинений, т. 1–6. Свердловск, 1936–1948
Решетников Ф. Избранные произведения. М., 1956
Беднов А.Г. Творчество Ф.М.Решетникова. Архангельск, 1956
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»