РУБАИ
РУБАИ (араб., мн. число рубайат) – жанр поэзии; четверостишья, впервые появившиеся в персидской поэзии 9 в. В древнем иранском фольклоре и в арабо-персидской поэзии (а также поэзии на языке урду) основной единицей строфики являлся бейт. Наиболее распространенной формой использования бейта является четверостишье, которое получило название рубаи или дубейти (то есть два бейта), а также таране – песенные рубаи. Обычно бейт выделяется в стихотворном произведении любого жанра и делится на два полустишья (мисра) с одинаковым количеством слогов. С точки зрения смысла, бейт должен содержать в себе законченную мысль. Как правило, в первом бейте дается посылка, а в третьем полустишьи второго бейта – вывод, закрепленный афористической сентенцией четвертого полустишья. Жанр рубаи получил широкую известность в связи с тем, что в нем писал свои стихи Омар Хаям.
Обычно четверостишье, состоящее из двух бейтов, рифмуется по типу: а-а – б-а или а-а – а-а (для дубейти возможно также рифмование по типу: а-б – б-а или а-б – а-б). Третья строчка обычно служит в стихосложении медианой. Это явление, называемое цезурой (лат. сaesura – рассечение) является сильной интонационной паузой. Иногда третью строку называют «холостой рифмой». Из русских размеров к метрическому размеру рубаи более всего подходит шестистопный ямб со вставным слогом перед цезурой. Рубаи также снабжены редифом (араб.– буквально: сидящий позади всадника) – тождественными словами, стоящими после основной рифмы. Логическая связь строк в рубаи обусловлена содержанием, логикой философской мысли, и замена хотя бы одного слова из общего состава или же инверсия перемещения строк становится причиной художественной неполноценности стихотворения.
Рубаи отличаются от дубейти и по кругу тем. В народном устно-поэтическом творчестве, а также классической персидской поэзии рубаи являются самым содержательным жанром, в котором при всей конкретности и определенности темы неизменно присутствует обобщающая мысль. Даже любовные темы в рубаи раскрываются не столько через эмоции (это более присуще дубейти), сколько посредством философских раздумий и медитаций.
Жанр рубаи получил широкую популярность в связи с присущей ему емкостью содержания при лаконизме формы. Впервые подобные четверостишья были использованы персидским поэтом Абу Абдаллахом (или Абу-ль-Хасаном) Джафар ар-Рудаки (р. 860).
Наибольшую популярность рубаи получили в 11–12 в. В этот период влияние исламской идеологии и арабского языка стало общей платформой для развития национальных литератур народов, вошедших в состав арабского халифата. Именно после арабского завоевания начинается эпоха так называемой новоперсидской литературы. Образовался новоперсидский язык, в котором присутствовал значительный слой арабской лексики, был введен арабский алфавит. Но едва ли не самым важным приобретением персидской литературы стало заимствование у арабов системы метрики в поэзии. Последняя была разработана еще до ислама. Одновременно иранцы мобилизовали свои собственные жанры. Характерной формой персидской поэзии, совершенно неизвестной арабам, был жанр рубаи, возникший на базе старых персидских метров.
В мощном потоке культурного развития Ирана 10–14 вв. поэзия была неразрывно связана с философской мыслью. Наибольшей известности в этом жанре добился Омар Хайям, рубаи которого являются популярным изложением его мировоззрения.
Существуют так называемые «странствующие» рубаи, которые в той или иной форме встречаются и у других поэтов. На самом деле это наиболее популярные и философски насыщенные четверостишья, которые имеют универсальный характер. «Потеряв» своего автора, эти рубаи перешли в разряд афоризмов, пополнили сокровищницу народной мудрости.
В жанре рубаи прославились многие поэты Востока. Среди них Ибн Сина (Авиценна – 980–1037), Фаррухи (ум. в 1037), Унсури (910/980–1040), Туси (11 в.) и более поздние.
В 19 в. рубаи Омара Хаяма были впервые переведены на европейские языки. Это вызвало не только интерес к поэзии Востока вообще, но и стремление внедрить форму рубаи в европейскую поэзию.
Ольга Бибикова
Аминов А. Жанр рубаи и советская лирико-философская поэзия. Душанбе. Издательство «Дониш», 1988
Абдуллаева Ф.И. Средневековая персидская поэзия. Санкт-Петербург, Издательство «Петербургское востоковедение», 2001
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»