Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШОЙИНКА, ВОЛЕ

ШОЙИНКА, ВОЛЕ (Soyinka, Wole), (р. 1934), нигерийский писатель, драматург. В своем творчестве Шойинка отталкивается от африканских традиций и мифологии, используя при этом западные литературные формы. Он пишет о современной западной Африке в сатирической манере, осмысляя препятствия на пути прогресса. В 1986 Шойинка стал первым африканским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Шведская академия назвала Шойинку писателем, «который в широком культурном контексте и с поэтическими обертонами описывает драму человеческого бытия».

Также по теме:
НИГЕРИЯ
НИГЕРИЯ

Шойинка родился 13 июля 1934 неподалеку от Абеокута (Нигерия), получив при рождении имя Акинванде Олуволе Шойинка. Принадлежит к племени йоруба. Учился в колледже при университете в Ибадане, затем в Лидском университете в Англии, который окончил в 1959 со степенью бакалавра по специальности «английский язык». В 1957–1959 заведовал литературной частью в лондонском театре «Ройял-Корт». В Лондоне были поставлены его пьесы Выдумка (The Invention, 1957), Жители болот (The Swamp Dwellers, 1958) и Лев и сокровище (The Lion and the Jewel, 1959) – все о конфликте между африканской и западной культурами. В пьесе Лев и сокровище Шойинка язвительно пишет о неразборчивом принятии африканцами западного образа жизни. Обозреватель «Таймс литерари сапплемент» назвал эту пьесу «сочной непристойной комедией», сочетающей поэзию и прозу – виды литературы, которыми писатель пользуется «с восхитительной легкостью, равно преуспевая и в том, и в другом».

Вернувшись в Нигерию, Шойинка основал национальный театр «Маски 1960» (позже известный как «Орисун») и написал одну из самых значительных своих пьес Танец леса (A Dance of the Forests, пост. 1960), предназначенную для показа на торжествах по случаю независимости Нигерии. Написанная в сатирическом ключе, пьеса лишает становящуюся на собственные ноги нацию романтических легенд, показывая, что настоящее, равно как и прошлое, – далеко не золотой век.

С 1960 по 1964 Шойинка – соучредитель влиятельного литературного журнала «Черный Орфей» («Black Orpheus»). В 1965 Шойинка опубликовал свой первый роман Интерпретаторы (The Interpreters). Форма романа позволила писателю подробнее представить темы, заявленные его драматургией, и показать плачевную картину нигерийской жизни в годы после обретения страной независимости. Роман, по существу, лишен сюжета; композиционно его скрепляют неформальные беседы между пятью молодыми нигерийскими интеллектуалами. Все они получили образование за границей и вернулись назад, чтобы помочь родине в выборе дальнейшего пути, в чем им мешает как путаница в мировоззрении, так и повсеместная коррупция. Некоторые рецензенты уловили сходство между стилем Шойинки в Интерпретаторах и творческой манерой Дж.Джойса и У.Фолкнера.

Во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970) Шойинку был арестован, и с 1967 по 1969 он сидел в одиночной камере. Время, проведенное в тюрьме, подтолкнуло Шойинку к написанию цикла стихов Стихи из застенка (Poems from Prison, 1969; переизданы под названием Челнок в склепе – A Shuttle in the Crypt, 1972) и книги в прозе Человек умер (The Man Died, 1972). Этот авторский дневник, вышедший под названием Человек умер: тюремные записки Воле Шойинки, по словам рецензента «Нейшн» Ч.Р.Ларсона, – «самое значительное произведение, написанное о Биафрской войне... Человек умер не столько рассказ о временной смерти Воле Шойинки в период гражданской войны в Нигерии, сколько персонифицированное свидетельство об умопомрачении нигерийского общества, документально подтвержденное одним из ее выдающихся мыслителей».

Во многих пьесах Шойинки западные элементы искусно слиты с сюжетом и драматургической техникой, идущими из фольклора и религии йоруба. Символизм, ретроспекция и хитроумная фабула – все это работает на создание богатой драматической структуры. Лучшие произведения писателя отмечены юмором и великолепным поэтическим стилем, а также иронией и сатирой; он умеет создавать точные речевые характеристики в соответствии с социальным положением и моральными качествами своих героев. Многие пьесы Шойинки, созданные как до, так и после тюремного заключения, говорят о его разочаровании в африканском авторитарном руководстве и в нигерийском обществе в целом. В числе его пьес: Крепкая порода (The Strong Breed, 1963), Жатва Конги (Kongi's Harvest, 1965), Дорога (The Road, 1965), Безумцы и специалисты (Madmen and Specialists, 1971; позже под названием Безумцы и ученые), Смерть и королевские конюхи (Death and the King's Horsemen, 1975) и Игра великанов (Play of Giants, 1985).

Среди прочих его произведений – Время беззакония (Season of Anomy, 1973), поэтический сборник Иданре и другие стихотворения (Idanre and Other Poems, 1967), Земля Манделы и другие стихотворения (Mandela's Earth and Other Poems, 1988) и Ранние стихи (Early Poems, 1997); критическая работа Миф, литература и африканский мир (Myth, Literature and the African World, 1976); автобиографические произведения Аке: Детство (Ake: The Years of Childhood, 1981) и Изара (Isara, 1989); сборник эссе Кредо существования и ничто (The Credo of Being and Nothingness, 1991).

После отмены демократических выборов 1993 в Нигерии и захвата власти военным диктатором Сани Абача Шойинка в 1994 эмигрировал из страны. Следующий сборник его эссеистики Открытая рана континента: личное свидетельство о кризисе в Нигерии (Open Sore of Continent: A Personal Narrative of the Nigerian Crisis, 1996) воссоздает историю Нигерии со времени независимости, полученной от Соединенного Королевства в 1960, до установления режима Сани Абачи. В статьях, напитанных с гневом и горечью, проводится мысль о вырождении нигерийцев как нации. В 1997 нигерийское правительство обвинило Шойинку в измене, и только после смерти Сани Абачи в июне 1998 его преемник Абдулсалам Абубакар снял с писателя это обвинение. В том же году Шойинка посетил родину. В 1998 опубликовал книгу, которую критики расценивают как продолжение Открытой раны, – Груз памяти: муза прощения (The Burden of Memory: the Muse of Forgiveness), где писатель рассказывает о преступлениях против человечности, совершенных в Африке, и о трудном деле примирения.

ВОЛЕ ШОЙИНКА

Также по теме:
Литература

Литература:

Бейлис В.А. Воле Шоинка. М., 1977
Шоинка В. Интерпретаторы. М., 1987

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет