ШПИТТЕЛЕР, КАРЛ ФРИДРИХ ГЕОРГ
ШПИТТЕЛЕР, КАРЛ ФРИДРИХ ГЕОРГ (Spitteler, Carl Friedrich Georg), (1845–1924) – швейцарский поэт, эссеист, романист классического направления; лауреат Нобелевской премии в области литературы в 1919.
Родился 24 апреля 1845 в Листале, неподалеку от Базеля, в семье правительственного чиновника. В 1849 его отец был назначен казначеем Швейцарской Конфедерации, и семья переехала в Берн, а Карл остался в Базеле у тети.
В Базеле закончил местную гимназию, получив по отдельным предметам подготовку на университетском уровне. С детства увлекался музыкой и рисованием, в гимназии же под влиянием филолога В.Вакернагеля и историка Я.Буркхардта у него развился интерес к эпической поэзии, к творчеству поэта эпохи Возрождения Лудовико Ариосто. Ко времени обучения в гимназии относятся его первые опыты в стихосложении.
В 1863 поступил в Цюрихский университет на факультет права. С 1863 по 1870, собираясь стать священником, изучал теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле. Тем не менее, после окончания обучения ради возможности заниматься литературой отказался от предложения стать пастором и в 1871 уехал в Петербург, приняв место домашнего учителя в семье русского генерала. Здесь он прожил 8 лет и закончил свою первую эпическую поэму, написанную ритмизированной прозой, Прометей и Эпиметей (Prometheus und Epimetheus) – аллегорию, содержащую параллели с конфликтами и противоречиями современной общественной жизни. В 1880 Шпиттелер под псевдонимом Карл Феликс Тандем издал поэму на собственные средства в Швейцарии, куда возвратился в 1879. Для широкого круга читателей это издание прошло незамеченным.
В 1881 занял место учителя в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женился на своей ученице Мари дер Хофф. Работал журналистом в газетах Базеля и Цюриха и продолжал писать. К этому периоду относятся: поэма, написанная белым стихом, О сверхъестественном (Extramundana,1883), сборники стихов Бабочки (Schmetterlinge, 1889) и Литературные притчи (Litterarische Gleichnisse, 1892), прозаические произведения Маленький Фред из клана Колдери (Friedli der Kolderi, 1891) и Густав (Gustav, 1892).
В 1892 его жена получила наследство, и семья переехала в Люцерн, где Шпиттелер целиком посвятил себя литературе. Здесь были написаны Баллады (Balladen, 1896), Ущелье Сен-Готард (Der Gotthard, 1897), повесть Лейтенант Конрад (Conrad der Leutnant, 1898), сборник критических эссе Забавные истины (Lachende Wahrheiten, 1898). Его творчество было отмечено критиками, а также Фридрихом Ницше, рекомендовавшим его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»). В 1908 Шпиттелеру пришлось выпустить брошюру Мои отношения с Ницше (Meine Beziehungen zu Nietzsche) в связи с предъявленными ему обвинениями в плагиате. Во втором издании Прометея и Эпиметея, выпущенном под его собственным именем, критики усмотрели заимствования из книги Ницше Так говорил Заратустра, на самом деле вышедшей в свет позже первого издания Прометея.
Наибольшую известность Шпиттелеру принесла эпическая поэма Олимпийская весна (Olimpischer Fruhling), выходившая частями с 1900 по 1905 и полностью – в 1910. Поэма из 5 книг общим объемом 600 страниц, написанная ямбическим гекзаметром, представляла собой смесь мифологии, фантазии, юмора, религиозных мотивов и аллегории. В 1904 известный дирижер Феликс Вейнгартнер опубликовал хвалебную статью – с его легкой руки Олимпийская весна была признана шедевром немецкоязычной литературы. В 1919 «за несравненный эпос Олимпийской весны» Карлу Шпиттелеру была присуждена Нобелевская премия по литературе. В приветствии Нобелевского комитета было отмечено, что это мифологическое произведение явилось «уникальной формой выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной необходимостью на уровне идеального воображения прорастают человеческие страдания, надежды и разочарования».
Все это время писатель продолжал уединенно жить в Люцерне. В 1914 он выступил в поддержку нейтралитета Швейцарии, отвергая идею о том, что немецкоязычная Швейцария является «расовым союзником» Германии в Первой мировой войне. Такая позиция оттолкнула от него некоторых поклонников, но «принесла» в 1916 медаль Общества франкоязычных писателей.
В последние годы жизни Карл Шпиттелер болел, умер 28 декабря 1924 в Люцерне. Ромен Роллан в некрологе назвал его «нашим Гомером, величайшим немецкоязычным поэтом со времен Гете, единственным мастером эпического жанра после Мильтона, фигурой, стоящей в современном искусстве особняком».
Сегодня имя Карла Шпиттелера известно в основном специалистам-филологам. Развивая классический стиль и идеалистическое направление в немецкоязычной литературе, он предложил оригинальный вариант эпического повествования, имевшего в видоизмененных вариантах продолжение и в литературе 20 в.
Ирина Ермакова
Лауреаты Нобелевской премии. М., Прогресс, 1992
Ответь на вопросы викторины «Мифология»