Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЛЕПЦОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

СЛЕПЦОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1836–1878), русский писатель. Родился 19 (31), по другим сведениям 17 (29) июля 1836 в Воронеже, сын офицера, учился в Московской гимназии, затем в Пензенском дворянском иституте (1849–1852) и Московском университете (1854–1855). В 1857–1862 чиновник. Посещал салон Салиас-де-Турнемир (Евгении Тур), публиковал в ее журнале «Русская речь» цикл очерков Владимирка и Клязьма (1861), навеянный впечатлениями от пешего путешествия в 1860 по Владимирской дороге (ныне шоссе Энтузиастов), известной как начало дороги в Сибирь осужденных на каторгу. Собирая фольклор, изучая жизнь крестьян и заводских рабочих, приглядываясь к реалиям российской жизни, Слепцов пришел к тревожным мыслям о своем времени, о разрушении «дворянских гнезд» с их культурными традициями, о шествии «господина Купона», разложении сельского общинного «мира». Сам автор очерков, «выломившийся» из дворянской среды, обретает себя на пути соединения с народом.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Со вторым очерковым циклом Письма об Осташкове (1862–1863) Слепцов выступил в более близком ему по духу журнале «Современник». Под влиянием народнических идей и романа Н.Г.Чернышевского Что делать? Слепцов организовал Знаменскую коммуну (1863–1864; ликвидирована под угрозой ссылки ее участников), где пытался на практике осуществить социалистические идеи (всеобщий труд, равноправие женщин). Об этом «крамольном» общежитии Слепцову напомнили в 1866 во время допроса в следственной комиссии по делу одного из покушавшихся на жизнь императора Александра II Д.В.Каракозова. Поборник женской эмансипации, Слепцов способствовал организации для женщин научно-популярных лекций, основал журнал «Женский вестник» (1866–1868), оказывал помощь первым ассоциациям переплетчиц и переводчиц. В 1862–1865 написал очерки (На выставке, Из Новгорода), сцены (На железной дороге, Вечер, Уличные сцены, Сцены в больнице), рассказы (Питомка, Ночлег, Свиньи), характерной чертой которых является строгая безыскусственность письма, глубокое внимание к жизни «простых» людей, «низов» общества, показанных в живых сценах повседневной жизни, в динамичных диалогах, умело передающих краски народной речи, с сочувствием, но без сентиментальности и снисходительной идеализации.

Самое значительное произведение Слепцова повесть Трудное время (1865), где показана судьба разночинца в годы реакции и кризиса демократического движения середины 1860-х годов. В художественной системе автора этого широкомасштабного повествования, ставящего коренные вопросы переломной эпохи (положение народных масс, идейная борьба либералов и демократов, духовное развитие женщины, проблемы семьи, личного счастья), соединились свойственные магистральному течению отечественной прозы общезначимость проблематики и психологизм, документализм зарождающегося русского «физиологического очерка», сдержанный лаконизм стиля и опыт оппозиционной публицистики с ее тайнописью и «эзоповым» иносказанием.

Тесно связанная с художественным творчеством публицистика Слепцова (фельетоны, статьи, циклы-обозрения) в резко обличительных тонах воспроизводят атмосферу деспотизма, шпионажа, общественной пассивности и закрепощенности, включая в ткань текста сцены, диалоги, беллетристические фрагменты, письма и дневники, прибегая в полемических целях к различным ролевым маскам («благонамеренный», «недовольный» и т.п.). В начале 1870-х годов Слепцов пишет драматические произведения очеркового характера (Пролог к неоконченной драме, Бабье сердце, В трущобах, Сцены в мировом суде); публикует несколько глав общественно-политического романа Хороший человек (1871, не закончен), в которых картины жизни народа в России и за рубежом сочетались с критическими зарисовками представителей господствующих сословий. Остался неосуществленным также замысел романа Остров Утопия. Личность и творчество Слепцова оказали существенное влияние на развитие революционно-демократических и социально-критических тенденций в русской литературе 19 – начала 20 вв., особенно на формирование ее бытописательного очерка и сатирической публицистики.

Умер Слепцов в г.Сердобске Саратовской губурнии 23 марта (4 апреля) 1878.

Также по теме:
Литература

Литература:

Горький М. О Василии Слепцове. – В кн: Горький М. Собрание сочинений, тт. 1–30. Т. 24. М., 1953
Чуковский К. Люди и книги. М., 1960
Семанова М.Л. Творчество В.А. Слепцова. – В кн.: Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в. М., 1962
Слепцов В. Избранные произведения. Л., 1970

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет