Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЛЕПЦОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

СЛЕПЦОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1836–1878), русский писатель. Родился 19 (31), по другим сведениям 17 (29) июля 1836 в Воронеже, сын офицера, учился в Московской гимназии, затем в Пензенском дворянском иституте (1849–1852) и Московском университете (1854–1855). В 1857–1862 чиновник. Посещал салон Салиас-де-Турнемир (Евгении Тур), публиковал в ее журнале «Русская речь» цикл очерков Владимирка и Клязьма (1861), навеянный впечатлениями от пешего путешествия в 1860 по Владимирской дороге (ныне шоссе Энтузиастов), известной как начало дороги в Сибирь осужденных на каторгу. Собирая фольклор, изучая жизнь крестьян и заводских рабочих, приглядываясь к реалиям российской жизни, Слепцов пришел к тревожным мыслям о своем времени, о разрушении «дворянских гнезд» с их культурными традициями, о шествии «господина Купона», разложении сельского общинного «мира». Сам автор очерков, «выломившийся» из дворянской среды, обретает себя на пути соединения с народом.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Со вторым очерковым циклом Письма об Осташкове (1862–1863) Слепцов выступил в более близком ему по духу журнале «Современник». Под влиянием народнических идей и романа Н.Г.Чернышевского Что делать? Слепцов организовал Знаменскую коммуну (1863–1864; ликвидирована под угрозой ссылки ее участников), где пытался на практике осуществить социалистические идеи (всеобщий труд, равноправие женщин). Об этом «крамольном» общежитии Слепцову напомнили в 1866 во время допроса в следственной комиссии по делу одного из покушавшихся на жизнь императора Александра II Д.В.Каракозова. Поборник женской эмансипации, Слепцов способствовал организации для женщин научно-популярных лекций, основал журнал «Женский вестник» (1866–1868), оказывал помощь первым ассоциациям переплетчиц и переводчиц. В 1862–1865 написал очерки (На выставке, Из Новгорода), сцены (На железной дороге, Вечер, Уличные сцены, Сцены в больнице), рассказы (Питомка, Ночлег, Свиньи), характерной чертой которых является строгая безыскусственность письма, глубокое внимание к жизни «простых» людей, «низов» общества, показанных в живых сценах повседневной жизни, в динамичных диалогах, умело передающих краски народной речи, с сочувствием, но без сентиментальности и снисходительной идеализации.

Самое значительное произведение Слепцова повесть Трудное время (1865), где показана судьба разночинца в годы реакции и кризиса демократического движения середины 1860-х годов. В художественной системе автора этого широкомасштабного повествования, ставящего коренные вопросы переломной эпохи (положение народных масс, идейная борьба либералов и демократов, духовное развитие женщины, проблемы семьи, личного счастья), соединились свойственные магистральному течению отечественной прозы общезначимость проблематики и психологизм, документализм зарождающегося русского «физиологического очерка», сдержанный лаконизм стиля и опыт оппозиционной публицистики с ее тайнописью и «эзоповым» иносказанием.

Тесно связанная с художественным творчеством публицистика Слепцова (фельетоны, статьи, циклы-обозрения) в резко обличительных тонах воспроизводят атмосферу деспотизма, шпионажа, общественной пассивности и закрепощенности, включая в ткань текста сцены, диалоги, беллетристические фрагменты, письма и дневники, прибегая в полемических целях к различным ролевым маскам («благонамеренный», «недовольный» и т.п.). В начале 1870-х годов Слепцов пишет драматические произведения очеркового характера (Пролог к неоконченной драме, Бабье сердце, В трущобах, Сцены в мировом суде); публикует несколько глав общественно-политического романа Хороший человек (1871, не закончен), в которых картины жизни народа в России и за рубежом сочетались с критическими зарисовками представителей господствующих сословий. Остался неосуществленным также замысел романа Остров Утопия. Личность и творчество Слепцова оказали существенное влияние на развитие революционно-демократических и социально-критических тенденций в русской литературе 19 – начала 20 вв., особенно на формирование ее бытописательного очерка и сатирической публицистики.

Умер Слепцов в г.Сердобске Саратовской губурнии 23 марта (4 апреля) 1878.

Также по теме:
Литература

Литература:

Горький М. О Василии Слепцове. – В кн: Горький М. Собрание сочинений, тт. 1–30. Т. 24. М., 1953
Чуковский К. Люди и книги. М., 1960
Семанова М.Л. Творчество В.А. Слепцова. – В кн.: Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в. М., 1962
Слепцов В. Избранные произведения. Л., 1970

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет