Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СТРАХОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТРАХОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1896), русский философ, литературный критик. Родился 16 (28) октября 1828 в Белгороде Курской губернии в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, а затем в Петербурге. В 1861 началась публицистическая деятельность Степуна. Он сотрудничал с Ф.М.Достоевским, был близким другом Л.Н.Толстого, который оказал на него большое влияние. В 1870-е годы работал в Ученом комитете при министерстве народного просвещения. Умер Страхов в Петербурге 24 января (5 февраля) 1896.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основное философское сочинение Страхова – Мир как целое (1872). «Целостность» мира, по Страхову, определяется приматом духовного начала в отношении начала «вещественного». Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух «овладевает» материей. Центральную роль в органическом мире играет человек – «узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его». В иерархической организации «целостного мира» первенство принадлежит человеку, но причина этого первенства и соответственно человеческой ответственности уже вне мира, в Абсолюте.

Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге Борьба с Западом в русской литературе (1883). Основной объект его критики – европейский рационализм («просвещенство»), который он идентифицирует как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного «идолопоклонства» становятся мировоззренческие догмы далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике «рационалистического» Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Также по теме:
ФилософияЛитература

Литература:

Страхов Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании. СПб, 1865
Страхов Н.Н. Из истории литературного нигилизма. СПб, 1890
Страхов Н.Н. Философские очерки. СПб, 1895
Никольский Б.В. Н.Н.Страхов. СПб, 1896
Розанов В.В. Литературные изгнанники. Лондон, 1992

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет