ТОКАРЕВА, ВИКТОРИЯ САМОЙЛОВНА
ТОКАРЕВА, ВИКТОРИЯ САМОЙЛОВНА (р. 1937), русская советская писательница. Родилась 20 ноября 1937 в Ленинграде. Окончила музыкальное училище и сценарный факультет ВГИКа. Первая публикация – рассказ День без вранья (1964) – принесла Токаревой известность. Впоследствии почти все ее произведения становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» (1995–1996), когда писательница вошла в число десяти самых издаваемых в России авторов. По ее сценариям сняты известные фильмы Мимино (в соавторстве с Р.Габриадзе и Г.Данелия), Джентльмены удачи, Шла собака по роялю и др.
Причина популярности Токаревой состоит главным образом в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты, кратки и понятны, как новеллистические сюжеты.
Эти повествовательные особенности проявились уже в первом рассказе Токаревой День без вранья, герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускает различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны для прозы Токаревой.
Неспособность большинства персонажей Токаревой к сильным чувствам дала повод критику Р.Вейли назвать ее произведения «печальными в своей несостоятельности современными житейскими сказками», в которых проявляется «пошлость нового времени, высвечивающая тусклые лица негероев, неличностей». Попытки вырваться из житейской рутины, как правило, не приносят героям счастья. Так, пианист Месяцев из повести Лавина (1996) не замечает, как в результате такого «рывка» теряет семью, любовь и талант.
Однако заурядность персонажей Токаревой часто обманчива. Климов, главный герой повести Ехал грека, влюбившись, переживает душевное преображение и понимает: «Оттого, что я был влюблен, я как бы прикоснулся к бессмертию и стал немножечко моложе». Для описания любовных переживаний Токарева находит выразительные стилистические средства. Так, в рассказе Между небом и землей поцелуй героев «был осторожный, целомудренный, как будто они касались друг друга не губами, а предчувствиями».
Юмор присущ героям Токаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик Вл. Новиков отмечал, что в ее произведениях «для разговора о серьезных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык».
В рецензии на одну из семи книг Токаревой, вышедших в 1990–1997 на немецком языке, критик Х.Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: «Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу».
Писательница живет в Москве. Ее произведения широко издаются в России и за границей.
См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Токарева В. О том, чего не было. М., 1969
Жуховицкий Л. Неудачливость? Нет – человечность! – Знамя, 1980, № 1
Новиков В. Честная игра. – В кн.: Новиков В. Диалог. М., 1986
Вейли (Лютая) Р.Э. Мир, где состарились сказки... Социокультурный генезис прозы В.Токаревой. – Литературное обозрение, 1993, № 1/2
Токарева В. Вместо меня. М., 1995
Токарева В. Сочинения, тт. 1–2. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Мифология»