ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА
ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861–1928), русская писательница. Родилась 11 (23) февраля 1861 в Воронеже в небогатой дворянской семье Зябловых, тесно связанной с миром провинциального театра. Окончила Московский Елизаветинский женский институт (1870–1877), была гувернанткой, затем училась в Московской консерватории (1879–1881) по классу вокала (прервала учебу из-за недостатка средств), работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте, который, согласно уставу, оставила, выйдя замуж в 1882. В 1882–1901 – учительница пения в гимназиях; с 1883 работала корректором в газете «Русский курьер», до 1885 печаталась в этой газете и в газете «Жизнь» с компилятивными обзорами политической жизни.
Первая беллетристическая публикация – повесть Разлад (1887; отд. издание под назв. Первые ласточки, 1900). Писала пьесы (Миражи, 1895; отд. издание под назв. Мираж!, 1909, Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных, 1897–1902, Дети века. (Эфемериды, 1900, Чья вина?, 1901), рассказы, впервые собранные в книге Сны жизни (1899). Считая литературные сочинения «орудием борьбы и пропаганды», Вербицкая в своих многочисленных произведениях на «семейные» темы стремилась к воспитанию новой, эмансипированной женщины, чья жизнь наполнена «упорным трудом над развитием своей личности», выступая противницей существующей формы брака, препятствующей, по ее убеждению, женской самореализации. В духе А.И.Герцена (Кто виноват?) и Н.Г.Чернышевского (Что делать?), Вербицкая, не прокламируя отказа от семьи и материнства, призывала «не делать из любви драму», а «отвести ей второе место в жизни», уверяя, – не без влияния актуальной в начале века ницшеанской концепции «сильной личности» – что только «одинокие и свободные» женщины «сильны душой» и «только им принадлежит будущее» (романы Вавочка, 1898, Освободилась!, 1899, Дух времени, 1907–1908, отразивший события Революции 1905–1907 в Москве; повести По-новому. (Роман учительницы), 1902, Злая роса, 1903, История одной жизни, 1903 (отд. изд. 1904), героиня которой вступает на путь революционной борьбы; рассказы Пробуждение, Преступление Марьи Ивановны и др.).
Злободневная «феминистская» направленность творчества Вербицкой, обеспечившая ей благожелательный прием свободомыслящей критики и публики (чему способствовала и психологическая достоверность, и сюжетная занимательность, и антимещанский пафос произведений Вербицкой), не спасали, однако, ее сочинения от некоторого однообразия и надуманности контрастно-упрощенного видения мира, сочетающегося порою с поверхностным «мудрствованиям» (апелляцией к теориям К.Маркса и К.Каутского, Ф.Ницше и О.Уайльда и т.п.).
С 1902 писательница занималась издательской деятельностью; была близка по духу и направлению к писателям-«знаньевцам» (особенно – В.Г.Короленко и М.Горькому); в 1905 – председатель Общества улучшения участи женщин, в том же году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б) (впечатления от событий 9 января отразились в ее повестях Светает, 1906, и Крылья взмахнули, 1907).
Апогей популярности Вербицкой, в начале века опередившей по масштабам читательской аудитории даже Л.Н.Толстого, пришелся на годы издания романа Ключи счастья (1909–1913; экранизирован в 1913, режиссеры В.Гарден и Я.Протазанов, и в 1917 под назв. Победители и побежденные, реж. Б.Светлов, совм. с Вербицкой, по сценарию писательницы; вызвал также многочисленные подражания, продолжения и пародии). В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Парафразом основных идей этого романа читается трилогия Иго любви: Актриса, Огни заката, Спешите жить (1914–1920), построенная на сюжетах биографии матери и бабушки Вербицкой.
С начала 1920-х годов произведения Вербицкой стали восприниматься как образцовый продукт «бульварной» литературы, писательница сочиняет рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и др.
Умерла Вербицкая в Москве 16 января 1928. См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Дискуссия о Вербицкой. – В кн.: Ольминский М. По литературным вопросам. М. – Л., 1932
Вербицкая А. Иго любви. М., 1992
Вербицкая А. Ключи счастья, тт. 1–2. СПб, 1993
Вербицкая А. Дух времени. СПб, 1993
Грачева А.М. Анастасия Вербицкая: Легенда, творчество, жизнь. – В кн.: Лица: Библиографический альманах, вып. 5. М. – СПб, 1994
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»