Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДАРГОМЫЖСКИЙ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ДАРГОМЫЖСКИЙ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1813–1869), русский композитор. Родился в с.Троицком Белевского уезда Тульской губернии 2 (14) февраля 1813 в старинной дворянской семье. С 1817 жил в Петербурге. Получил домашнее образование; в 1831–1855 числился на службе в министерстве Императорского двора. В конце 1820-х – начале 1830-х годов были изданы первые его сочинения – романсы, фортепианные пьесы.

Также по теме:
МУЗЫКА
МУЗЫКА

Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло сближение с М.И.Глинкой в середине 1830-х годов и впечатления от премьеры оперы Жизнь за царя. В 1837–1841 работал над своей первой оперой – Эсмеральда на французское либретто по роману В.Гюго (поставлена в Москве в 1847). В 1844–1845 совершил большое путешествие по странам Европы, где познакомился с Дж.Мейербером, Ж.Ф.Галеви и Г.Доницетти.

С 1845 и до конца жизни жил в Петербурге, занимался частной музыкально-педагогической деятельностью (преподавал пение); с 1848 работал над второй оперой – Русалкой, по Пушкину. Опера была завершена в 1855 и с успехом поставлена в Мариинском театре в 1856.

Также по теме:
ОПЕРА
ОПЕРА

В 1859 Даргомыжский был избран членом комитета Русского музыкального общества, в 1867 – председателем его петербургского отделения. В конце 1850-х годов сблизился с группой молодых композиторов – будущей «Могучей кучкой», оказал большое влияние на их дальнейшее творчество (особенно на М.П.Мусоргского). Сотрудничал в сатирических журналах «Искра» и «Будильник» (автор текстов, сюжетов для карикатур и т.д.).

К 1860-м годам относятся три характерные оркестровые пьесы Даргомыжского на народные темы: Баба-Яга (1862), Малороссийский казачок (1864), Чухонская фантазия (1867).

С 1866 работал над Каменным гостем по трагедии Пушкина, поставив задачу написать оперу на полный текст литературного произведения (не успел завершить; по завещанию, неоконченную первую картину дописал Ц.А.Кюи, инструментовал оперу Н.А.Римский-Корсаков; поставлена она была в 1872 в Мариинском театре).

Даргомыжский – один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы и остро новаторской по жанру и стилю «разговорной» (речитативной) оперы. Новаторскими являются и некоторые романсы, представляющие собой сатирические и комические сцены (Мельник, Червяк, Титулярный советник).

Умер Даргомыжский в Петербурге 5 (17) января 1869.

См. также РУССКАЯ МУЗЫКА.

 culture.mincult.ru     АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

Также по теме:
Музыка

Литература:

 

 

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет