ДЮКА, ПОЛЬ АБРАХАМ
ДЮКА, ПОЛЬ АБРАХАМ (Dukas, Paul Abraham) (1865–1935), французский композитор. Родился 1 октября 1865 в Париже. Учился в Парижской консерватории, а с 1913 по 1935 преподавал там композицию и дирижирование.
Наследие Дюка сравнительно невелико, но каждое его сочинение представляет значительную художественную ценность. Он публиковал свои произведения только тогда, когда был уверен в их достоинствах; например, он даже предлагал уничтожить свое последнее сочинение – Пери (La Péri, 1910), если в нем обнаружатся какие-либо изъяны. В стилистическом отношении творчество этого композитора – синтез лучших черт неоклассицизма и постромантизма. Его симфония до мажор (1897), Вариации на тему Ж.Ф. Рамо (Variations sur une thème de J.P.Rameau, 1903) и соната ми-бемоль мажор для фортепиано (1900) – отличные образцы музыкального неоклассицизма. Фортепианная соната – первое сочинение в этом жанре. Проникнутая романтическим настроением хореографическая поэма Пери – шедевр оркестрового письма. Опера Ариана и Синяя Борода по пьесе Метерлинка (Ariane et Barbe-Bleue, 1907) – одна из лучших французских опер. Самое же популярное творение Дюка – Ученик чародея (L'Apprenti sorcier, 1897) по балладе Гёте.
Иногда Дюка называют вагнерианцем, но следы подобного влияния можно найти лишь в кульминации Пери, продолжительностью всего в несколько тактов: характерное волнообразное нарастание в оркестре. Во всем остальном Дюка – настоящий француз, сравнивать его следует скорее с Берлиозом. Умер Дюка в Париже 17 мая 1935.
Крейн Ю. Вспоминая Дюка. – Советская музыка, 1959, № 10
Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»