Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЭТЮД

Содержание статьи
  • Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 вв.

ЭТЮД (франц. etude, «изучение»). Пьеса для освоения и совершенствования какого-либо технического приема: исполнение стаккато, октав, двойных нот (на струнных инструментах), приема «двойного или тройного язычка» (на духовых инструментах) и т.д. Предшественницей концертной формы жанра можно считать токкату 17–18 вв., в которой особую роль играл чисто виртуозный элемент.

Также по теме:
МУЗЫКА
МУЗЫКА

Первые, поныне используемые в учебной практике сборники этюдов для фортепиано принадлежат И.Крамеру, М.Клементи, К.Черни. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т.д.).

Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано). В том же веке получает широкое распространение концертный этюд (особенно в фортепианной литературе). В данном жанре отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки. 24 каприччио Паганини послужили основой для фортепианных транскрипций Р.Шумана и Ф.Листа. Блестящие концертные этюды сочиняли Ф.Шопен, Шуман, И.Брамс, Ф.Брамс-Бартольди и Лист.

Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 вв.

Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 веков ознаменован появлением этюдов А.К.Лядова, А.С.Аренского, С.М.Ляпунова, С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина.

Этюды К.Дебюсси, О.Мессиана, К.Шимановского, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева демонстрируют новый подход к выразительным и техническим возможностям фортепиано в 20 в.

Также по теме:
Музыка

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»
Какая была первая песня, которую Элвис Пресли исполнил по телевидению?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет