ФЛИТВУД МЭК
ФЛИТВУД МЭК (Fleetwood Mac), английская музыкальная группа. Образовалась в 1967. Первоначальный состав: Питер Грин (Peter Green) – гитара, вокал, Джереми Спенсер (Jeremy Spencer) – гитара, вокал, Джон МакВи (John McVie) – бас-гитара, Мик Флитвуд (Mick Fleetwood) – ударные.
«Флитвуд Мэк» имеют репутацию чрезвычайно успешной блюзовой и софт-роковой (т.е. играющих мягкий/soft рок) группы. Музыка коллектива претерпевала многократные трансформации, но при этом ее всегда отличали тонкость и изящество.
Уникальность истории «Флитвуд Мэк» заключается в том, что частые изменения в составе группы касались лидирующих исполнителей: вокалистов, гитаристов, композиторов. Тех, кто главным образом определял стиль и лицо группы. Постоянной на протяжении всей, более чем 35-летней истории группы, остается лишь ритм-секция: бас-гитарист Джон МакВи и барабанщик Мик Флитвуд (чье имя, с несколько мрачным юмором, и обыгрывается в названии коллектива, которое можно перевести как «Деревянный макинтош»).
Постоянные перемены в составе группы определяли характер развития ее музыки: так, например, в начале 1970-х едва ли не каждый альбом означал новый виток в карьере «Флитвуд Мэк». Поэтому приход или уход каждого музыканта был столь существенным.
Первый состав сформировался, когда трое музыкантов – Флитвуд, МакВи и Питер Грин – решили уйти из знаменитой британской группы «Блюзбрейкерз» (Bluesbreakers) и организовать собственный коллектив. Вскоре к ним присоединился гитарист и вокалист Джереми Спенсер, а после выхода дебютного альбома Флитвуд Мэк (Fleetwood Mac, 1967) еще один гитарист и вокалист, Дэнни Кирван (Danny Kirwan). Собрав такое количество талантливых личностей, группа вскоре стала очень популярна в Британии. Первые альбомы развивали идеи чрезвычайно модного в те времена электрического блюза; в 1969 музыканты отправилась в США, где при участии ряда легендарных блюзовых исполнителей записали диск Флитвуд Мэк в Чикаго (Fleetwood Mac in Chicago). Последующие альбомы Английская роза (English Rose) и Играй же! (Then Play On) (оба 1969) продемонстрировали творческий рост группы и незаурядный композиторский талант Питера Грина. Однако несмотря на возрастающий успех, Грин покинул коллектив в начале 1970. Одной из причин ухода было увлечение наркотиками.
На короткий период лидером группы стал Спенсер, под влиянием которого «Флитвуд Мэк» экспериментировали с элементами рок-н-ролла и поп-баллад 1950-х (альбом Кирпичный домик/Kiln House, 1970). В ходе последующего гастрольного турне Спенсер вступил в религиозную секту «Дети Бога» и заявил о своем уходе из группы.
Лидерами и композиторами коллектива в следующий период являлись Дэнни Кирван и Кристин Перфект (Christine Perfect), пианистка и вокалистка, уже некоторое время сотрудничавшая с «Флитвуд Мэк» в качестве сессионного музыканта, а в 1971 официально вошедшая в состав группы. В том же году она стала женой Джона МакВи и взяла фамилию мужа.
Альбом 1971 года Игры Будущего (Future Games) интересен благодаря необычному композиторскому дару Дэнни Кирвана. Звучание группы стало более мягким, прозрачным и глубоким.
Следующий этап был отмечен возрастающей ролью Кристин МакВи, а также влиянием гитариста и певца Боба Уэлча (Bob Welch). Кирван расстался с коллективом после выхода очень выразительного диска Голые деревья (Bare Trees, 1972). На короткий период к группе присоединились гитаристы Боб Уэстон (Bob Weston) и Дэйв Уокер (Dave Walker). Диски этого периода Пингвин (Penguin) и Это тайна для меня (Mystery to me), оба 1973, а также Нелегко найти героев (Heroes are Hard to Find, 1974) оказались слабее предшествующих, и в целом были выдержаны в ключе т.н. «рока для взрослых» (adult oriented rock), т.е. характеризовались умеренным и ровным звучанием.
После ухода Уэлша группа переехала в Калифорнию, где начался новый и наиболее успешный период в карьере «Флитвуд Мэк». Его обусловил приход в группу гитариста Линдси Бакингема (Lindsey Buckingham) и певицы Стиви Никс (Stevie Nicks), американских музыкантов. Бакингем был весьма опытным исполнителем. Он работал в различных студиях в качестве инструменталиста, аранжировщика и звукотехника. Его песенный материал и вывел «Флитвуд Мэк» в разряд одной из наиболее коммерчески успешных групп 1970-х.
В первую очередь, новый состав группы добился популярности в США. С начала 1970-х группа тяготела к американскому звучанию, к т.н. «южному року», и Бакингем продолжил эту линию. В 1975 вышел альбом, названный, как и дебютный, Флитвуд Мэк (таким образом, у этой группы, помимо всех прочих странностей, два одноименных диска), а в 1977 – альбом Слухи (Rumours), возглавивший хит-парады США и Британии и продававшийся в рекордных количествах. Он был создан на глубоко личном материале: практически все члены группы в то время переживали драмы в личной жизни. Это прибавило энергии самому по себе блистательному песенному материалу.
Выпустив в 1979 интересный и разноплановый двойной альбом Бивень (Tusk) и в 1980-м – концертный диск Вживую (Live), музыканты занялись сольными проектами, но они оказались не очень успешными, и в 1982 группа записала очередной диск под названием Мираж (Mirage).
Начиная с 1980-х в карьере «Флитвуд Мэк» появляются длительные перерывы, а члены коллектива ведут самостоятельную деятельность. В 1987 группа выпустила альбом Танго в ночи (Tango in the Night), – одну из самых популярных своих пластинок.
В конце 1980-х Бакингем ушел из группы, и следующий диск За маской (Behind the Mask, 1990), записанный с гитаристами Билли Бернеттом (Billy Burnette) и Риком Вито (Rick Vito) оказался неудачным
1990-е были не слишком успешными для группы. В 1992 вышел юбилейный бокс-сет 25 лет – Цепь (25 Years – The Chain), в группу вернулся Бакингем, был выпущен диск Время (Time, 1994), концертные альбомы Танец (The Dance, 1997), Гробница 69 (Shrine 69, 1999) и в конце 1990-х Кристин МакВи окончательно покинула группу.
Тем не менее, в 2003 «Флитвуд Мэк» снова заявили о себе, выпустив диск под названием Скажи, что ты будешь (Say You Will), построенный главным образом на материале, который Бакингем готовил для своих сольных дисков. Этот разноплановый, насыщенный интересными музыкальными идеями альбом показал, что группа, несмотря на неровный предыдущий период, пребывает в хорошем творческом состоянии.
Александр Зайцев
Edward Wincentsen. Fleetwood Mac, Through the Years. Wynn Pub; 1 edition, 1999
Leah Furman. Rumors Exposed: The Unauthorized Biography of Fleetwood Mac. Citadel Pr; 2003
Bob Brunning. Blues, the British Connection: The Stones, Clapton, Fleetwood Mac and the Story of Blues in Britain. Helter Skelter Publishing, 2003
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»