ХИП-ХОП/РЭП
ХИП-ХОП/РЭП (hip-hop/rap), течение в современной музыке. Хип-хоп возник в конце 1970-х в США, в черных (афро-американских) городских кварталах. Понятия «рэп» и «хип-хоп» часто смешивают, хотя первое в точном смысле слова обозначает вокальный речитатив, а второе относится к музыке и субкультуре в целом.
Хип-Хоп.
Изобретателями хип-хопа были черные диск-жокеи (ди-джеи), уставшие от навязчивости и однообразности диско-продукции. Построенное на основе афро-американской музыки, диско существенно обеднило важную ритмическую составляющую. Движимые желанием проигрывать музыку ритмически более интересную, нежели монотонные диско-макси-синглы, ди-джеи начали экспериментировать с этими пластинками, проигрывая их на свой лад. Одним из первых был Кул Ди-Джей Херк (Cool DJ Herc), который часто проигрывал не всю пластинку, а только понравившийся ему фрагмент, повторяя его несколько раз. Это делось при помощи двух проигрывателей и пары одинаковых пластинок. Он был выходец с Ямайки, но жил в Нью-Йорке. А на Ямайке еще в 1960-х возник особый способ воспроизведения музыки: множество самостоятельных ди-джеев со своей аппаратурой (т.н. «звуковыми системами» – sound systems) проигрывали музыку на улицах городов и селений. Они безусловно оказали влияние на хип-хоп и современную электронную музыку. Их технические изобретения и исполнительские приемы в 1980-х вошли в арсенал американских хип-хопперов.
Другой нью-йоркский первопроходец хип-хопа – Грэндмастер Флэш (Grandmaster Flash) пошел дальше, соединив оба проигрывателя («вертушки») таким образом, что звук с одной пластинки мог накладываться на звук другой. Теперь этот сдвоенный комплект – основа оборудования для любого ди-джея. Изобретение Грэндмастера Флэша позволило соединять и смешивать музыкальные фрагменты с двух разных пластинок. Так, поверх зацикленной ритмической основы, взятой с одного диска, ди-джей проигрывал какой-нибудь понравившийся ему мелодический ход с другой пластинки. Это техническая основа хип-хопа.
В качестве исходного материала для хип-хопа используются как диско-композиции, так и пластинки фанка, к которому хип-хоп наиболее близок. Само выражение «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные «вибрации», которые эта музыка порождает и которые так отличаются от механической ритмики диско.
В течение 1980-х приемы ди-джеев разнообразились, возникла знаменитая техника «скретча» (то есть «поскребывания» – scratch), которая состоит в умении двигать пластинку во время ее проигрывания взад-вперед рукой так, чтобы не нарушался ритмический рисунок. Современная формула хип-хопа возникла, когда эксперименты ди-джеев соединились с традицией уличной поэзии. Иногда она импровизировалась на ходу, иногда сочинялась заранее, но всегда была четко ритмизирована, что характерно для афро-американской культуры. Этот речитатив, который мог состоять из целой поэмы или всего одной реплики, обозначается словом «rap».
Рэп.
Рэп имеет длинную историю. Среди жанров, предопределивших его появление, можно выделить стиль калипсо, распространенный на островах Карибского бассейна. Это импровизированная и порой довольно острая поэзия, исполнявшаяся под музыку.
Кроме того, в рэпе имеется влияние ямайской техники «тостинга» (toasting), т.е. произнесение каких-либо фраз или стихов поверх проигрываемой музыки (часто в виде комментария к песне). Большим мастером в произнесении ритмизированных реплик был и является «soul brother #1» («душевный брат №1»), певец Джеймс Браун (James Brown).
Уличные состязания в импровизированных рифмованных текстах были частью черной городской культуры Америки. Их целью было рассказать какую-либо историю, самоутвердиться или высмеять соперника. Поэзия такого рода могла быть довольно серьезной. Яркий пример предшественников рэпа – коллектив «Последние поэты» (The Last Poets), существовавший в конце 1960-х – начале 1970-х и выросший на основе уличной поэзии. Человек, начитывающий текст, получил название «ЭмСи» (МС, Master of Ceremony, т.е. Хозяин Церемонии.)
Первым широко изданным на диске произведением хип-хопа стала композиция Восторг рэппера (Rapper's Delight, 1979) группы «Шугэрхилл гэнг» (SugarHill Gang). В качестве мелодической линии была взята их песня Шик (Chic). В те времена заимствование фрагментов чужих песен еще расценивалось как плагиат, однако спустя короткое время подобная практика стала одним из базовых элементов хип-хопа.
Другими известными исполнителями раннего хип-хопа были «Грэндмастер Флэш и Яростная Пятерка» (Grandmaster Flash and The Furious Five), Африка Бамбаатаа (Africa Bambaataa), Скулли Ди (Schoolly D), «Фэт Бойз» (Fat Boys). В 1986 группа «Ран-Ди Эм Си» (Run-DMC) записала вместе с «Аэросмит» хип-хоп версию песни Шагай этим путем (Walk this Way), ставшую очень популярной. Снятый на эту песню клип оказался первым клипом хип-хопа, показанным на MTV.
Хип-хоп быстро стал основным средством самовыражения черных американцев. Уже с начала 1980-х рэпперы начали говорить о серьезных проблемах: социальных, политических, расовых.
Влиятельной группой политически-ориентированного хип-хопа в конце 1980-х – начале 1990-х были «Паблик Энеми» (Public Enemy/ т.е. «Враг общества»). Их альбом Потребуется нация из миллионов человек, чтобы удержать нас (It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back, 1988) стал одной из самых популярных пластинок того времени и важным событием для расово и социально активных афро-американцев. В 1989 эта группа записала музыку для фильма черного режисера Спайка Ли Делай, что надо (Do the Right Thing), рассказывавшем о расовых столкновениях в городских гетто.
Этнические конфликты в США начала 1990-х отразились и на хип-хопе. Радикально настроенные рэпперы Западного побережья США– такие, как Айс-Кьюб (Ice-Cube) или Айс-Ти (Ice-T) резко высказывались в своих композициях, защищая своих «черных братьев».
Уже в конце 1980-х возник такой спорный феномен хип-хопа как гангстерский рэп (gangsta rap). Рэпперы этого направления повествовали в своих текстах о жизни криминализированной афро-американской среды, чаще всего таким образом пропагандируя ее ценности. Текстам гангста-рэпа свойственна жестокость и агрессивность. Первыми шагами этого направления были диски таких групп, как «Буги даун продакшн» (Boogie Down Production) или «Ниггаз уиз эттитьюд» (Niggaz With Attitude). Расцвет гангста-рэпа приходится на середину 1990-х, когда между рэпперами Восточного и Западного побережий США разразилась гангстерская война, апогеем которой стало убийство Ноториуса Би Ай Джи (Notorious B.I.G) с Восточного побережья и Тупака Шакура (Tupac Shakur) с Западного побержья.
В дальнейшем волна агрессивного, воспевающего насилие и бандитские баталии рэпа пошла на спад, уступив место иной, более сдержанной и вдумчивой форме, которую представляют, к примеру, Доктор Дре (Dr. Dre) и его протеже, белый рэппер Эминем (Eminem). Смягчили свои позиции и такие «классики» гангста рэпа – Снуп Дог (Snoop Dog) и Айс-Ти.
Хип-хоп – понятие, обозначающее очень большую музыкальную область (объединенную при этом общими ритмическими принципами и техниками начитывания рэпа), так что к нему относятся и такие жесткие музыканты, как Буста Раймз (Busta Rhymes) и такие развлекательные женские коллективы, как «Дестинис чайлд» (Destiny's Child). Элементы хип-хопа активно используются во многих иных направлениях, например, в нью-метале (nu-metal). Возникнув во многом благодаря фанку, хип-хоп как бы слился с ним в позднем творчестве Джорджа Клинтона (George Clinton). Являясь вначале сугубо черной музыкой, хип-хоп в настоящее время активно исполняется и белыми музыкантами, в том числе и в России («Bad Balance», Децл, «Каста»).
Александр Зайцев
Nelson George. Hip Hop America. Penguin USA, 1999
Chuck Weiner. Eminem: In His Own Words. Music Sales Ltd, 2001
Diane Dillon. Rap A Tap Tap. Blue Sky Press, 2002
Bakari Kitwana. The Hip Hop Generation: Young Blacks and the Crisis in African American Culture. BasicCivitas Books, 2003
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»