ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (настоящая фамилия Иванов) (1859–1935), русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Гатчине под Петербургом 7 (19) ноября 1859. Окончил Петербургскую консерваторию в 1882 по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова. С 1882 работал в Тифлисе, где возглавил отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и музыкальные классы, усовершенствовал оркестр, дирижировал им в концертах и оперных спектаклях. Занимался записями и обработками народных песен; среди его учеников – первые грузинские профессиональные композиторы З.П.Палиашвили (1871–1933) и Д.А.Аракишвили (1873–1953); впоследствии кавказской теме был посвящен ряд наиболее удачных и характерных произведений Ипполитова-Иванова (в частности, оркестровые Кавказские эскизы, опера Измена). В 1893 был приглашен в Московскую консерваторию на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции. В 1895–1901 дирижер капеллы Русского хорового общества, в 1899–1906 дирижер Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина. Дирижировал концертами московского отделения ИРМО, преподавал в Синодальном училище церковного пения. В 1905–1922 – директор Московской консерватории, где продолжал преподавать гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. С именем Ипполитова-Иванова связан ряд московских премьер опер русских композиторов, в том числе Римского-Корсакова (Кащей Бессмертный), а также первое русское исполнение (огромным сводным хором) Страстей по Матфею Баха. В инструментовке Ипполитова-Иванова впервые в Москве прозвучала не исполнявшаяся ранее сцена «У Василия Блаженного» из оперы Мусоргского Борис Годунов (1928, Большой театр, где Ипполитов-Иванов был дирижером с 1925). Ипполитов-Иванов завершил и инструментовал неоконченную оперу Мусоргского Женитьба (1931). Автор книги 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях (1934), где в числе прочего дал яркие портреты композиторов петербургской школы и П.И.Чайковского. Умер Ипполитов-Иванов в Москве 28 января 1935.
По образованию и творческим склонностям Ипполитова-Иванова можно причислить к «младшим кучкистам», однако в еще большей мере его стиль определялся связью с московской композиторской школой, в особенности с Чайковским (с ним Ипполитова-Иванова связывала личная дружба; по инициативе Чайковского он был приглашен в Московскую консерваторию). Это ярко сказывается в его операх, которые при постановках в Москве пользовались определенным успехом: Ася по Тургеневу, Измена на либретто А.И.Сумбатова-Южина (обе – 1910, Опера Зимина), «Оле из Нордланда» по повести М.Иерсена (1916, Большой театр); наиболее привлекательна ранняя опера композитора Руфь на библейский сюжет (поставлена в Тифлисе в 1887). Известны духовные хоровые произведения Ипполитова-Иванова (его причастные стихи нередко исполняются за службой).
Имя Ипполитова-Иванова в 1924 присвоено музыкальному училищу, в 1996 – образованному на его основе Музыкально-педагогическому институту в Москве.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»